Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Упайя-сутта: Вовлечённость
СН 22.53

 
редакция перевода: 15.03.2025
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 890"

В Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, тот, кто вовлечён1, тот не освобождён. Тот, кто не вовлечён, тот освобождён. Сознание, монахи, пребывая, может пребывать, будучи вовлечённым материальной формой. Опираясь на материальную форму, утверждаясь на материальной форме, окроплённое наслаждением, оно может прийти к возрастанию, увеличению, расширению. Или же сознание, пребывая, может пребывать, будучи вовлечённым чувством… восприятием… формациями [ума]. Опираясь на формации, утверждаясь на формациях, окроплённое наслаждением, оно может прийти к возрастанию, увеличению, расширению.
Монахи, хотя кто-то может сказать: „Отдельно от материальной формы, отдельно от чувства, отдельно от восприятия, отдельно от формаций я опишу приход и уход сознания, его угасание и перерождение, его возрастание, увеличение, расширение“, — [в действительности] такого не может быть.
Монахи, если монах отбросил жажду к элементу материальной формы, то с отбрасыванием жажды отсекается основа: нет поддержки для утверждения сознания2. Если он отбросил жажду к элементу чувства… элементу восприятия… элементу формаций… элементу сознания, то с отбрасыванием жажды отсекается основа: нет поддержки для утверждения сознания.
Когда это сознание не утверждено, не приходит к возрастанию, непродуцируемо3 – оно освобождено. Будучи освобождённым, оно устойчиво. Будучи устойчивым, оно удовлетворено. Будучи удовлетворённым, монах не взволнован. Будучи невзволнованным, он лично достигает ниббаны. Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более появления в каком-либо состоянии существования».


1 Согласно Комментарию, вовлечён (упайо) – это когда кто-либо подошёл (упагато) к пяти совокупностям посредством жажды, самомнения, воззрений.

2 Согласно Комментарию, основа (или объект) отсекается, поскольку нет возможности для перерождения. Согласно Под-Комментарию, нет каммы, которая продуцирует перерождение.

3 Анабхи-санкхачча вимуттам. Непродуцируемое сознание – это сознание, которое не порождает волевых формирователей (санкхар). Согласно Комментарию, оно является освобождённым, так как не продуцирует перерождения.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.