В
Саваттхи. И тогда один монах подошёл к Благословенному, поклонился
ему, сел рядом и сказал: «Уважаемый, было бы хорошо, если бы Благословенный вкратце научил меня Дхамме так, чтобы я пребывал один, в
уединении, будучи прилежным, старательным, решительным».
«Монах,
если у человека есть скрытая склонность к чему-либо, то он и
рассматривается в этих рамках1.
Если у него нет скрытой склонности к чему-либо, то он не рассматривается
в этих рамках».
«Понятно,
Благословенный! Понятно, Счастливейший!»
«Как
же ты, монах, понимаешь в подробностях значение того, что было
сказано мной вкратце?»
«Если,
уважаемый, у человека есть скрытая склонность к материальной
форме, то он рассматривается в рамках материальной формы. Если
у него есть скрытая склонность к чувству, то он рассматривается
в рамках чувства. Если у него есть скрытая склонность к восприятию,
то он рассматривается в рамках восприятия. Если у него есть
скрытая склонность к формациям [ума], то он рассматривается
в рамках формаций. Если у него есть скрытая склонность к сознанию,
то он рассматривается в рамках сознания.
Если,
уважаемый, у человека нет скрытой склонности к материальной
форме… чувству… восприятию… формациям… сознанию… то он не рассматривается
в рамках этого.
Вот
каким образом, уважаемый, я понимаю в подробностях значение
того, что было сказано Благословенным вкратце».
«Хорошо,
хорошо, монах! Хорошо, что ты [так] понял в подробностях значение
того, что было сказано мной вкратце. Если, монах, у кого-либо
есть скрытая склонность к материальной форме, то он рассматривается
в рамках материальной формы. Если у него есть скрытая склонность
к чувству… восприятию… формациям… сознанию, то он рассматривается
в рамках сознания. Если у кого-либо нет скрытой склонности к
материальной форме… чувству… восприятию… формациям… сознанию,
то он не рассматривается в рамках этого. Вот как следует понимать
в подробностях значение того, что было сказано мной вкратце».
И
затем тот монах, возрадовавшись и восхитившись утверждению Благословенного,
поднялся со своего сиденья, поклонился Благословенному и, обойдя
его с правой стороны, ушёл. И затем, пребывая в одиночестве,
в уединении, будучи старательным, бдительным, решительным, реализовав
это для себя посредством прямого знания, здесь и сейчас он вошёл
[в высочайшую цель святой жизни] и пребывал в высочайшей цели
святой жизни, ради которой представители клана праведно оставляют
жизнь домохозяйскую и ведут жизнь бездомную. Он напрямую познал:
«Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что
следовало сделать, не будет более
появления в каком-либо состоянии существования». Так тот монах
стал одним из арахантов.
|