Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в стране Сакьев, где был город Сакьев под названием
Девадаха. И тогда группа монахов
с западных рубежей отправилась к Благословенному и по прибытии,
поклонившись ему, они сели рядом и сказали:
«Уважаемый,
мы бы хотели отправиться в западную провинцию, чтобы поселиться
там»1.
«Вы получили
согласие на отбытие у Сарипутты, монахи?»
«Нет, уважаемый».
«Тогда получите
согласие на отбытие у Сарипутты, монахи. Сарипутта мудр, он
тот, кто помогает своим товарищам по святой жизни».
«Да, уважаемый» – ответили те монахи. В то время достопочтенный Сарипутта
сидел неподалёку от Благословенного в [беседке из] кустарника
кассии2.
И те монахи, восхитившись и возрадовавшись словам Благословенного,
поднялись со своих сидений, поклонились ему и, обойдя его с
правой стороны, отправились к достопочтенному Сарипутте. [Подойдя],
они обменялись приветствиями с достопочтенным Сарипуттой,
и после обмена вежливыми приветствиями и любезностями они сели
рядом и сказали:
«Друг Сарипутта,
мы хотели бы отправиться в западную провинцию, чтобы поселиться
там. Мы просим учительского разрешения».
«Друзья,
мудрые кхаттии, мудрые брахманы, мудрые домохозяева, мудрые
отшельники будут расспрашивать монаха, который пришёл из другого
царства – поскольку, друзья, мудрые люди любознательны: «Что
говорит ваш учитель, чему он учит?» Я надеюсь, что вы, достопочтенные,
хорошо освоили учения, хорошо ухватили их, хорошо уделили им
внимание, хорошо рассмотрели их, хорошо проникли в них своей
мудростью, так чтобы когда вы будете отвечать, вы скажете так,
как это было сказано Благословенным, не выставите его в ложном
свете тем, что не соответствует действительности; объясните
в соответствии с Дхаммой, так что ваши утверждения не повлекут
за собой уместной почвы для критики».
«Мы
бы пришли сюда издалека, друг, чтобы узнать от достопочтенного
Сарипутты значение этого утверждения. Было бы хорошо, если достопочтенный
Сарипутта объяснил бы значение этого утверждения».
«Тогда слушайте
внимательно, друзья, то, о чём я буду говорить».
«Да, друг» – ответили те монахи. Достопочтенный Сарипутта сказал так:
«Друзья,
мудрые кхатии, мудрые брахманы, мудрые домохозяева, мудрые отшельники
будут расспрашивать монаха, который пришёл из другого царства
– поскольку, друзья, мудрые люди любознательны: «Что говорит
ваш учитель, чему он учит?» Когда вас так спросят, друзья, вам
следует ответить: «Наш учитель, друзья, учит устранению желания
и страсти».
Когда
вы так ответите, друзья, мудрые кхатии, мудрые брахманы, мудрые
домохозяева, мудрые отшельники могут спросить вас далее – поскольку,
друзья, мудрые люди любознательны: «В отношении чего ваш учитель
учит устранению желания и страсти?» Когда вас так спросят, друзья,
вам следует ответить: «Наш учитель, друзья, учит устранению
желания и страсти к материальной форме, устранению желания и
страсти к чувству… восприятию… формациям [ума]... сознанию».
Когда
вы так ответите, друзья, мудрые кхатии, мудрые брахманы, мудрые
домохозяева, мудрые отшельники могут спросить вас далее – поскольку,
друзья, мудрые люди любознательны: «Увидев опасность в чём,
ваш учитель учит устранению желания и страсти к материальной
форме… чувству… восприятию… формациям… сознанию?» Когда вас
так спросят, друзья, вам следует ответить: «Если, друзья, человек
не лишён страсти, желания, любви, тоски, тяги и жажды к материальной
форме, то тогда с изменением и с переменами материальной формы
в нём возникает печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние. Если,
друзья, человек не лишён страсти,
желания, любви, тоски, тяги и жажды к чувству… восприятию… формациям…
сознанию, то тогда с изменением и с переменами сознания в нём
возникает печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние. Увидев
эту опасность, наш учитель учит устранению желания и страсти
к чувству… восприятию… формациям… сознанию».
Когда
вы так ответите, друзья, мудрые кхатии, мудрые брахманы, мудрые
домохозяева, мудрые отшельники могут спросить вас далее – поскольку,
друзья, мудрые люди любознательны: «Увидев преимущество в чём,
ваш учитель учит устранению желания и страсти к материальной
форме… чувству… восприятию… формациям… сознанию?» Когда вас
так спросят, друзья, вам следует ответить: «Если, друзья, человек
лишён страсти, желания, любви, тоски, тяги и жажды к материальной
форме, то тогда с изменением и с переменой материальной формы,
то тогда с изменением и с переменами материальной формы в нём
не возникает печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние. Если,
друзья, человек лишён страсти, желания, любви, тоски, тяги и
жажды к чувству… восприятию… формациям… сознанию, то тогда с
изменением и с переменами сознания в нём не возникают печаль,
стенание, боль, грусть и отчаяние. Увидев это преимущество,
наш учитель учит устранению желания и страсти к чувству… восприятию…
формациям… сознанию».
Если,
друзья3,
человек, который входит [в неблагие состояния] и пребывает в
неблагих состояниях [ума], мог бы жить счастливо в этой самой
жизни, без мучений, отчаяния и взбудораженности, и если с распадом
тела, после смерти, он мог бы ожидать [перерождения] в благом
уделе, то тогда Благословенный не восхвалял бы отбрасывания
неблагих состояний. Но поскольку тот, кто входит [в неблагие
состояния] и пребывает в неблагих состояниях, живёт в страдании
в этой самой жизни, с мучениями, отчаянием и взбудораженностью,
и поскольку он может ожидать [перерождения] в плохом уделе с
распадом тела, после смерти – Благословенный восхваляет отбрасывание
неблагих состояний.
Если,
друзья, человек, который входит [в благие состояния] и пребывает
в благих состояниях [ума], мог бы жить в страдании в этой самой
жизни, с мучениями, отчаянием и взбудораженностью и, если бы
с распадом тела, после смерти, он мог бы ожидать [перерождения]
в плохом уделе, то тогда Благословенный не восхвалял бы обретения
благих состояний. Но поскольку тот, кто входит [в благие состояния]
и пребывает в благих состояниях, живёт счастливо в этой самой
жизни, без мучений, отчаяния и взбудораженности, и поскольку
он может ожидать [перерождения] в благом уделе с распадом тела,
после смерти – Благословенный восхваляет обретение благих состояний».
Так
сказал достопочтенный Сарипутта. Монахи были довольны и восхитились
словами достопочтенного Сарипутты.
|