В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, из-за чего существующего,
и из-за цепляния к чему, внутренне возникают удовольствие и
боль?»
«Уважаемый,
наши учения укоренены в Благословенном, направляемы Благословенным,
находят пристанище в Благословенном. Было бы хорошо, если
бы Благословенный [сам] прояснил значение этого утверждения.
Услышав это из его уст, монахи запомнят это».
«Тогда
слушайте внимательно, монахи, то, о чём я буду говорить».
«Да, уважаемый» – ответили монахи. Благословенный сказал:
«Когда
есть материальная форма, монахи, когда есть цепляние к материальной
форме, [то тогда] внутренне возникают удовольствие и боль. Когда
есть чувство… восприятие… формации… сознание, когда есть цепляние
к сознанию, [то тогда] внутренне возникают удовольствие и боль.
Как
вы думаете, монахи, материальная форма постоянна или непостоянна?»
«Непостоянна, уважаемый».
«А то, что непостоянно,— является страданием или счастьем?»
«Страданием,
уважаемый».
«Но без
цепляния к тому, что непостоянно, является страданием и подвержено
изменению, могли бы внутренне возникнуть удовольствие и боль?»
«Нет, уважаемый».
«Чувство…
восприятие… формации… сознание постоянно или непостоянно?»
«Непостоянно, уважаемый».
«А то, что непостоянно,— является страданием или счастьем?»
«Страданием,
уважаемый».
«Но без
цепляния к тому, что непостоянно, является страданием и подвержено
изменению, могли бы внутренне возникнуть удовольствие и боль?»
«Нет, уважаемый».
«Видя
так, монахи, обученный благородный ученик разочаровывается в материальной форме... чувстве... восприятии... формациях... сознании. Разочаровавшись, он становится бесстрастным. Посредством бесстрастия [его ум] освобождён. Когда он освобождён, приходит знание: «Он освобождён». Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более появления в каком-либо состоянии существования».
|