Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты,
в парке Анатхапиндики. И когда наступила глубокая ночь, несколько
божеств прекрасной наружности, входящих в группу Сатуллапы, освещая
всю рощу Джеты, подошли к Благословенному. Подойдя, они поклонились
Благословенному и встали рядом. Затем одно из божеств, стоя рядом,
произнесло эту строфу в присутствии Благословенного:
«Со скупостью,
с беспечностью
Не делается дар.
Но, тот, кто знает и заслуг желает,
Тот, вне сомнений, должен сделать дар».
Затем другое
божество произнесло эти строфы в присутствии Благословенного:
«То, чего
скупец боится, когда дар не хочет сделать,
Есть та самая опасность, что потом к нему вернётся.
Голод тот и жажда та, что скупой боится,
Поразят сего глупца в этом мире и потом.
А посему,
скупость [свою] отбросив,
Всех пятен победитель должен дар давать,
Заслуги — вот опора для живых существ,
Когда в мире ином [появятся они]».
Затем другое
божество произнесло эти строфы в присутствии Благословенного:
«Средь мёртвых
не умрут они —
Словно попутчики в пути,
Немногим тем поделятся, что есть:
Таков древнейший царевичип.
Кто-то поделится
немногим, что имеет,
Другие же, богатые, не любят дар давать.
Дарение того, чего немного у тебя,
В тысячу раз ценней того, что оно стоит».
Затем другое
божество произнесло эти строфы в присутствии Благословенного:
«Плохие
[неспособны] хорошим подражать,
Кто дарит то, чем сложно поделиться,
Поступки кто свершает, что свершить непросто:
[Ведь] трудно следовать Дхамме людей хороших.
И потому
удел их после смерти
Будет разниться — для хороших и плохих:
Плохие [люди] отправляются в ады,
Хорошие [же люди] в небесный мир идут».
И тогда
другое божество обратилось к Благословенному: «Благословенный,
кто произнёс хорошо сказанное?»
«Вы все
до определённой степени произнесли хорошо сказанное. Но послушайте
также и меня:
«Если ты
практикуешь Дхамму,
Пусть и живёшь ты подбиранием,
Если, хотя жену содержишь,
Даёшь немногое, что можешь,
Даже сто тысяч подношений
Тех, кто приносит тысячами в жертву,
Не будет стоить и частицы
[Дара] такого человека».
Тогда другое
божество обратилось к Благословенному строфой:
«Как так,
что жертвование их, обширное, великое,
Ценности дара праведника разделить не может?
Как так, что сотня тысяч подношений
Тех, кто приносит тысячами в жертву,
Не будет стоить и частицы
[Дара] такого человека?»
Тогда Благословенный
ответил этому божеству строфой:
«Они дают,
но в неблагом они утверждены,
Жизни лишив, убив и причинив печаль.
Наделено их подношение жестокостью, слезами,
Ценности дара праведника разделить не может.
Вот почему сто тысяч подношений
Тех, кто приносит тысячами в жертву,
Не будет стоить и частицы
[Дара] такого человека».
|