Так
я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Раджагахе в Парке
Горячих Источников. И тогда Достопочтенный Самиддхи, поднявшись
с первыми лучами солнца, отправился к горячим источникам, чтобы
искупаться. Искупавшись в горячих источниках, он вышел и встал
в единственном одеянии, высушивая части своего тела.
И
затем, когда наступила глубокая ночь, некое [женское] божество,
[обладающее] поразительной красотой, освещая все горячие источники,
подошло к Достопочтенному Самиддхи. Подойдя, оно встало в воздухе
и обратилось к Достопочтенному Самиддхи строфой1:
«Не насладившись, ищешь подаяний ты, монах,
Не ищешь подаяний, если насладился2.
Вначале насладись, монах, потом и подаяния ищи,
Пусть время не пройдёт мимо тебя напрасно!»
[Достопочтенный Самиддхи]:
«Не знаю что такое время я,
Ведь время спрятано, нельзя его увидеть.
Поэтому, не наслаждаясь, подаяний я ищу:
Пусть время не пройдёт мимо меня напрасно!»3
И тогда то божество спустилось на землю и обратилось к Достопочтенному
Самиддхи: «Ты, монах, ушёл в бездомную жизнь ещё молодым, черноволосым,
наделённым благословением молодости на первом этапе жизни, не
наигравшись чувственными удовольствиями. Наслаждайся чувственными
удовольствиями, монах. Не оставляй того, что видно здесь и сейчас,
ради преследования того, что требует времени».
«Я
не оставил того, что видно здесь и сейчас, подруга, ради преследования
того, что требует времени. Я оставил то, что занимает время,
ради преследования того, что видно здесь и сейчас. Ведь Благословенный,
подруга, утверждал, что чувственные удовольствия съедают много
времени, полны страданий, полны отчаяния, а опасность, [заключённая]
в них, ещё больше. А эта Дхамма видима здесь и сейчас, приглашает
пойти и увидеть, ведёт к цели, познаётся на личном опыте мудрыми
самостоятельно».
«Но
как так, монах, что Благословенный утверждал, что чувственные
удовольствия съедают много времени, полны страданий, полны отчаяния,
а опасность, [заключённая] в них, ещё больше. А эта Дхамма видима
здесь и сейчас, приглашает пойти и увидеть, ведёт к цели, познаётся
на личном опыте мудрыми самостоятельно?».
«Я
недавно получил монашеское посвящение, подруга, недавно ушёл
жить бездомной жизнью, недавно пришёл в эту Дхамму и Винаю.
Я не могу тебе объяснить это в деталях. Но Благословенный, Арахант,
Полностью Просветлённый, пребывает в Раджагахе в Парке Горячих
Источников. Подойди к этому Благословенному и спроси его об
этом. То, как он тебе это объяснит, так ты это и запомни».
«Не просто
нам подойти к тому Благословенному, монах. Ведь его окружают
другие, очень влиятельные божества. Если бы ты подошёл к нему
и спросил его об этом, то мы бы тоже отправились следом, чтобы
услышать Дхамму».
«Хорошо,
подруга» – ответил Достопочтенный Самиддхи. И тогда он отправился
к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и рассказал обо
всей беседе, которая состоялась с этим божеством, добавив: «Если
слова этого божества были правдой, Учитель, то тогда это божество
[сейчас] должно быть [где-то] рядом».
Когда так
было сказано, то божество обратилось к Достопочтенному Самиддхи:
«Спроси, монах! Спроси, монах! Я пришла».
И тогда
Благословенный обратился к тому божеству строфой:
«Те, кто воспринимают то, что выразить возможно,
–
Те, в том, что выразить возможно, утверждаются тогда.
Не понимая полностью всё то, что можно выразить,
Они тем самым в рабство Смерти попадают4.
Но, полностью поняв всё то, что можно выразить,
«Того, кто выражает» не измышляет он,
Ведь для него этого [более] не существует,
За счёт чего его он мог бы описать»5.
Если, дух, ты понял, то говори».
«Я не понимаю
в подробностях, Господин, значение того, что сказал вкратце
Благословенный. Пожалуйста, Господин, пусть Благословенный объяснит
мне это так, чтобы я поняла в подробностях значение того, что
было сказано вкратце».
[Благословенный]:
«Тот, измышляет кто: «Такой же я, иль лучше, или хуже»,
Тот, в этом случае, может пуститься в споры.
Но кто в трёх различениях не дрогнет,
Тот не считает: «Я такой же или лучше»6.
Если, дух, ты понял, то говори».
«В этом
случае также, Господин, я не понимаю в подробностях значение
того, что сказал вкратце Благословенный. Пожалуйста, Господин,
пусть Благословенный объяснит мне это так, чтобы я поняла в
подробностях значение того, что было сказано вкратце».
[Благословенный]:
«И он отбросил вычисление, не заявляет самомнения,
Отрезал жажду к имени-и-форме он.
И божества и люди его ищут –
И здесь и там, на небесах, в обителях во всех.
Того, кто разрубил узлы, найти они не могут,
Того, кто не обеспокоен, жажды кто лишён.
Если, дух, ты понял, то говори».
«Господин,
я понимаю в подробностях значение того, что сказал вкратце Благословенный,
так:
«Не нужно в мире зла свершать,
Ни телом, речью, ни умом.
Отбросив наслаждения чувств,
Осознанным и бдительным
Идти не стоит тем путём,
Что причиняет боль и вред»7.
|