В
Саваттхи. [Благословенный сказал]:
Четыре джханы
«Монахи, до той степени, до которой я пожелаю, будучи отстранённым
от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний
[ума], я вхожу [в первую джхану] и пребываю в первой джхане, которая сопровождается
направлением [ума на объект медитации] и удержанием [на нём], с восторгом и удовольствием, что возникли из-за [этой] отстранённости.
Кассапа тоже, до той степени, до которой он пожелает, будучи
отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от
неблагих состояний [ума], входит в первую джхану и пребывает [в первой джхане].
Монахи,
до той степени, до которой я пожелаю, с угасанием направления [ума на объект] и удержания [ума на нём], я вхожу [во вторую джхану] и
пребываю во второй джхане, в которой наличествуют внутренняя
уверенность и единение ума, в которой нет направления и удержания,
но есть восторг и удовольствие, что возникли посредством
сосредоточения. Кассапа тоже, до той степени, до которой он
пожелает, с угасанием направления и удержания входит в вторую
джхану и пребывает в ней.
Монахи,
до той степени, до которой я пожелаю, с угасанием восторга
я пребываю невозмутимым, осознанным, бдительным, всё ещё ощущая
приятное телом. Я вхожу [в третью джхану] и пребываю в третьей
джхане, о которой благородные говорят так: «Он невозмутим, осознан, находится в приятном пребывании». Кассапа тоже, до той степени,
до которой он пожелает, входит [в третью джхану] и пребывает
в третьей джхане.
Монахи,
до той степени, до которой я пожелаю, с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и грусти,
я вхожу [в четвёртую джхану] и пребываю в четвёртой джхане, которая является ни-приятнойни-болезненной, характеризуется чистейшей осознанностью из-за невозмутимости. Кассапа тоже, до той степени, до которой он
пожелает, входит в четвёртую джхану и пребывает [в четвёртой джхане].
Бесформенные сферы
Монахи, до той степени, до которой я пожелаю, с полным преодолением
восприятий форм, с угасанием восприятий, вызываемых органами
чувств, не обращающий внимания на восприятия множественного, осознавая:
„Пространство безгранично“, я вхожу в сферу безграничного пространства и пребываю в ней. Кассапа тоже, до той степени,
до которой он пожелает, входит в сферу безграничного пространства и пребывает [в ней].
Монахи,
до той степени, до которой я пожелаю, с полным преодолением
сферы безграничного пространства, осознавая: «Cознание безгранично»,
я вхожу в сферу безграничного сознания и пребываю в ней. Кассапа
тоже, до той степени, до которой он пожелает, входит в сферу
безграничного сознания и пребывает [в ней].
Монахи,
до той степени, до которой я пожелаю, с полным преодолением
сферы безграничного сознания, осознавая: «Здесь ничего нет»,
я вхожу в сферу отсутствия всего и пребываю [в ней]. Кассапа тоже,
до той степени, до которой он пожелает, входит в сферу отсутствия всего и пребывает [в ней].
Монахи,
до той степени, до которой я пожелаю, с полным преодолением
сферы отсутствия всего я вхожу в сферу ни-восприятия-ни-не-восприятия и пребываю [в ней]. Кассапа тоже, до той степени, до которой
он пожелает, входит в сферу ни-восприятия-ни-не-восприятия и пребывает [в ней].
Прекращение восприятия и чувствования
Монахи, до той степени, до которой я пожелаю, с полным преодолением
сферы ни-восприятия-ни-не-восприятия я вхожу в прекращение восприятия и чувствования и пребываю [в нём]. Кассапа тоже, до той
степени, до которой он пожелает, входит в прекращение восприятия и чувствования и пребывает [в нём].
Шесть видов сверхспособностей
Монахи, до той степени, до которой я пожелаю, я овладеваю
различными видами сверхъестественных сил: будучи одним я становлюсь
многими; будучи многими, я становлюсь одним. Я появляюсь.
Я исчезаю. Я беспрепятственно прохожу сквозь стены, бастионы,
горы, как если бы шёл сквозь пустое пространство. Я ныряю
и выныриваю из земли, как если бы она была водой. Я хожу по
воде и не тону, как если бы вода была сушей. Сидя со скрещенными
ногами, я лечу по воздуху как крылатая птица. Своей рукой
я трогаю и ударяю даже солнце и луну, настолько я силён и
могущественен. Я так влияю на тело, что достигаю даже мира Брахмы. Кассапа тоже, до той степени, до которой он пожелает,
овладевает различными видами сверхъестественных сил.
Монахи,
до той степени, до которой я пожелаю, я слышу за счёт элемента
божественного уха, очищенного и превосходящего человеческое,
оба вида звуков: божественные и человеческие, как далёкие,
так и близкие. Кассапа тоже, до той степени, до которой он
пожелает, слышит за счёт элемента божественного уха, очищенного
и превосходящего человеческое, оба вида звуков.
Монахи,
до той степени, до которой я пожелаю, я знаю умы других существ,
других личностей, направив на них свой собственный ум. Я различаю ум с жаждой
как ум с жаждой, а ум без жажды — как ум без жажды.
Я различаю ум со злобой как ум со злобой, а ум без злобы — как ум без злобы. Я различаю ум с заблуждением
как ум с заблуждением, а ум без заблуждения — как ум
без заблуждения. Я различаю сжатый ум как сжатый ум,
отвлечённый ум как отвлечённый ум. Я различаю возвышенный ум как возвышенный ум, а не-возвышенный
ум — как не-возвышенный ум. Я различаю ум, который
можно превзойти, как ум, который можно превзойти,
а непревзойдённый ум — как непревзойдённый ум.
Я различаю сосредоточенный ум как сосредоточенный
ум, а несосредоточенный ум — как несосредоточенный
ум. Я различаю освобождённый ум как освобождённый
ум, а неосвобождённый ум — как неосвобождённый ум. Кассапа тоже, до той степени,
до которой он пожелает, знает умы других существ, других личностей,
направив на них свой собственный ум.
Монахи,
до той степени, до которой я пожелаю, я вспоминаю многочисленные
прошлые жизни — одну жизнь, две жизни, три жизни, четыре,
пять, десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, сто, тысячу,
сто тысяч, многие циклы свёртывания мира, многие циклы развёртывания
мира, [вспоминая:] „Там у меня было такое-то имя, я жил в
таком-то роду, имел такую-то внешность. Таковой была моя пища,
таковым было моё переживание удовольствия и боли, таковым
был срок моей жизни. Умерев там, я появился где-то ещё; и
здесь у меня также было такое-то имя, я жил в таком-то роду,
имел такую-то внешность. Таковой была моя пища, таковым было
моё переживание удовольствия и боли, таковым был срок моей
жизни. Умерев там, я появился здесь“.Так я вспоминаю многочисленные
прошлые жизни в подробностях и деталях. Кассапа тоже, до той
степени, до которой он пожелает, вспоминает свои многочисленные
прошлые жизни в подробностях и деталях.
Монахи,
до той степени, до которой я пожелаю, я вижу божественным
глазом, очищенным и превосходящим человеческий, умирающих
и перерождающихся существ. [Я вижу] низших и высочайших, красивых
и уродливых, счастливых и несчастных. Я понимаю, как существа
переходят [из жизни в жизнь] в соответствии с их поступками:
„Эти достойные существа, что имели дурное поведение телом,
речью и умом, оскорблявшие благородных, придерживавшиеся неправильных
воззрений и действовавшие под влиянием неправильных воззрений,
с распадом тела, после смерти, родились в состоянии лишений,
в несчастливых уделах, в нижних мирах, [даже] в аду. Но эти
достойные существа, что имели хорошее поведение телом, речью
и умом, не оскорблявшие благородных, придерживавшиеся правильных
воззрений и действовавшие под влиянием правильных воззрений,
с распадом тела, после смерти, родились в благих местах, даже
в небесном мире“. Так, божественным глазом, очищенным и превосходящим
человеческий, я вижу умирающих и перерождающихся существ.
[Я вижу] низших и высочайших, красивых и уродливых, счастливых
и несчастных. Я понимаю, как существа переходят [из жизни
в жизнь] в соответствии с их поступками. Кассапа тоже, до
той степени, до которой он пожелает, божественным глазом,
очищенным и превосходящим человеческий, умирающих и перерождающихся
существ, видит низших и высочайших, красивых и уродливых,
счастливых и несчастных, понимает, как существа переходят
[из жизни в жизнь] в соответствии с их поступками.
Монахи,
за счёт уничтожения пятен [загрязнений ума] здесь и сейчас
я вхожу и пребываю в незапятнанном освобождении ума, освобождении
мудростью, реализовав эти состояния для себя посредством прямого
знания. Кассапа тоже, за счёт уничтожения пятен [загрязнений
ума], здесь и сейчас входит и пребывает в незапятнанном освобождении
ума, освобождении мудростью, реализовав эти состояния для
себя посредством прямого знания».