В
Саваттхи.
[Благословенный сказал]: «Монахи, эта сансара не имеет постижимого
начала. Первого момента не увидеть, когда бы существа [начали]
блуждать и скитаться [в круговерти перерождений], скованные невежеством и спутанные
жаждой. Как вы думаете, монахи? Чего больше, потока слёз, что
вы пролили, пока блуждали и скитались в течение этого длительного
течения [круговерти перерождений], стеная и рыдая от соединения
с тем, что неприятно, от разлуки с тем, что приятно – этого, или
же воды в четырёх великих океанах?»
«Как
мы понимаем Дхамму, которой научил Благословенный, одного только
этого куда больше, чем воды в четырёх великих океанах, [а именно]
– потока слёз, что мы пролили, пока блуждали и скитались в течение
этого длительного течения [круговерти перерождений], стеная
и рыдая от соединения с тем, что неприятно, от разлуки с тем,
что приятно».
«Хорошо,
хорошо, монахи! Хорошо, что вы так понимаете Дхамму, которой
я научил. Одного только этого куда больше, чем воды в четырёх
великих океанах, [а именно] – потока слёз, что вы пролили, пока
блуждали и скитались в течение этого длительного течения [круговерти
перерождений], стеная и рыдая от соединения с тем, что неприятно,
от разлуки с тем, что приятно.
Долгое
время, монахи, вы переживали смерть матери. Потока слёз, что
вы пролили, переживая это, пока блуждали и скитались в течение
этого длительного течения [круговерти перерождений], стеная
и рыдая от соединения с тем, что неприятно, от разлуки с тем,
что приятно – больше, чем воды в четырёх великих океанах.
Долгое
время, монахи, вы переживали смерть отца... смерть брата...
смерть сестры... смерть сына... смерть дочери... потерю близких...
потерю богатства... потери, связанные с болезнями. Потока слёз,
что вы пролили, переживая это, пока блуждали и скитались в течение
этого длительного течения [круговерти перерождений], стеная
и рыдая от соединения с тем, что неприятно, от разлуки с тем,
что приятно – больше, чем воды в четырёх великих океанах.
И
почему так? Потому что, монахи, эта сансара не имеет постижимого
начала. Первого момента не увидеть, когда бы существа [начали]
блуждать и скитаться [в круговерти перерождений], скованные невежеством и спутанные
жаждой.
Вот
так долго, монахи, вы переживали страдания, боль, несчастье
и наполняли кладбища. Достаточно [долго] для того, чтобы ощутить разочарование [по отношению] ко всем формациям, достаточно для того, чтобы
стать беспристрастными по отношению к ним, достаточно для
того, чтобы освободиться от них».
|