Однажды
Благословенный проживал в Раджагахе, на горе Пик Грифов. Там он обратился к монахам: «Монахи!»
«Уважаемый!» – ответили те монахи. Благословенный сказал:
«Монахи,
эта сансара не имеет постижимого начала. Первого момента не
увидеть, когда существа [начали] блуждать и скитаться [в
круговерти перерождений], заграждённые неведением и опутанные жаждой.
Один
человек, блуждающий и скитающийся [в круговерти перерождений]
всего за один цикл существования мира, оставил бы после себя
склад костей, кучу костей, груду костей размером с эту гору
Вепулла, если бы кто-нибудь собирал бы их и если бы собранное
не пропадало.
И почему?
Потому что, монахи, эта сансара не имеет постижимого начала.
Первого момента не увидеть, когда существа [начали] блуждать и скитаться [в круговерти перерождений], заграждённые неведением и опутанные жаждой.
Вот
так долго, монахи, вы переживали страдания, боль, несчастье
и наполняли кладбища. Достаточно [долго] для того, чтобы разочароваться во всех формациях, достаточно для того, чтобы
стать бесстрастными по отношению к ним, достаточно для того,
чтобы освободиться от них».
Так
сказал Благословенный. И сказав это, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Куча костей, что каждый оставляет
За прохождение мирового цикла,
Была бы грудой высотою с гору:
Вот рассказал о чём Наимудрейший.
Была бы столь массивной эта груда,
Как эта стройная гора Вепулла,
Что к северу лежит от Пика Грифов
Среди магадхской горной цепи.
Но если верной мудростью он видит
Те истины, что видит благородный, –
Страдание, его происхождение,
Преодоление и Благородный путь,
Ведущий к устранению страданий, –
То этот человек тогда, скитаясь
Не более чем по семёрке жизней,
Конец положит всякому страданию,
Все путы полностью искоренив».
|