В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, до моего просветления,
когда я всё ещё был не полностью просветлённым бодхисаттой, мысль
пришла ко мне: «Увы, этот мир попал в беду в том [смысле], что
он рождается, стареет и умирает, он прекращается и перерождается,
и всё же не понимает спасения от этого страдания, [причиняемого]
старением-и-смертью. Так когда же будет выявлено спасение от этого
страдания, [причиняемого] старением-и-смертью?
И тогда,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
старение-и-смерть? Чем обусловлено старение-и-смерть?» И тогда,
монахи, через тщательно [направленное] внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда есть рождение,
то старение-и-смерть возникает. Старение-и-смерть имеет рождение
своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
рождение?... существование?... цепляние?... жажда?... чувство?...
контакт?... шесть сфер чувств?...
И тогда,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
имя-и-форма? Чем обусловлена имя-и-форма?» И тогда, монахи,
через тщательно [направленное] внимание, постижение посредством
мудрости возникло во мне: «Когда есть сознание, то имя-и-форма
возникает. Имя-и-форма имеет сознание своим условием».
И тогда,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
сознание? Чем обусловлено сознание?» И тогда, монахи, через
тщательно [направленное] внимание, постижение посредством мудрости
возникло во мне: «Когда есть имя-и-форма, то сознание возникает.
Сознание имеет имя-и-форму своим условием».
И
тогда, монахи, мысль пришла ко мне: «Это сознание поворачивает
обратно. Оно не выходит за пределы имени-и-формы1.
Вот до какой степени кто-либо может родиться, состариться и
скончаться, умереть и переродиться2,
то есть – когда есть сознание с именем-и-формой как условием,
и [есть] имя-и-форма с сознанием, как условием. С именем-и-формой
как условием, шесть сфер чувств [возникают]... контакт… чувство…
жажда… цепляние… существование… рождение… старение-и-смерть…
Таково происхождение всей этой груды страдания».
«Возникновение,
возникновение» – так, монахи, в отношении вещей, неслыханных
прежде, видение возникло во мне, знание, мудрость, истинное
знание и свет.
Затем, монахи,
мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не возникает
старение-и-смерть? С прекращением чего происходит прекращение
старения-и-смерти?» И тогда, монахи, через тщательно [направленное]
внимание, постижение посредством мудрости возникло во мне: «Когда
нет рождения, то старение-и-смерть не возникает. С прекращением
рождения происходит прекращение старения-и-смерти».
Мысль
пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не возникает рождение…
существование… цепляние… жажда… чувство… контакт… шесть сфер
чувств… имя-и-форма? С прекращением чего происходит прекращение
имени-и-формы?» И тогда, монахи, через тщательно [направленное]
внимание, постижение посредством мудрости возникло во мне: «Когда
нет сознания, то имени-и-формы не возникает. С прекращением
сознания происходит прекращение имени-и-формы».
Мысль пришла
ко мне: «Что не наличествует, так что не возникает сознание?
С прекращением чего происходит прекращение сознания?» И тогда,
монахи, через тщательно [направленное] внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет имени-и-формы,
то сознание не возникает. С прекращением имени-и-формы происходит
прекращение сознания».
Тогда,
монахи, мысль пришла ко мне: «Я открыл этот путь к просветлению,
то есть, с прекращением имени-и-формы происходит прекращение
сознания. С прекращением сознания происходит прекращение имени-и-формы.
С прекращением имени-и-формы происходит прекращение шести сфер
чувств… контакта… чувства… жажды… цепляния… существования… рождения…
старения-и-смерти… Таково прекращение всей этой груды страдания»3.
«Прекращение,
прекращение» – так, монахи, в отношении вещей, не слышанных
прежде, видение возникло во мне, знание, мудрость, истинное
знание и свет.
Представьте,
монахи, как если бы человек, скитающийся по лесу, увидел бы
древний путь, древнюю дорогу, по которой путешествовали люди
в прошлом. Он бы пошёл этой дорогой и увидел бы древний город,
древнюю столицу, в прошлом населённую людьми, с парками, рощами,
прудами, бастионами – восхитительное место. И тот человек сообщил
бы царю или царскому министру: «Ваше Величество, знайте же,
что по мере того как я скитался по лесу, я увидел древний путь,
древнюю дорогу, по которой путешествовали люди в прошлом. Я
пошёл этой дорогой и увидел древний город, древнюю столицу,
в прошлом населённую людьми, с парками, рощами, прудами, бастионами
– восхитительное место. Восстановите этот город, Ваше Величество!»
И тогда царь или царский министр восстановил бы этот город,
и через некоторое время этот город стал бы успешным и процветающим,
густо населённым, переполненным людьми, разрастающимся и расширяющимся.
Точно
также, монахи, я увидел древний путь, древнюю дорогу, по которой
шли Полностью Просветлённые прошлого. И что это за древний путь,
древняя дорога? Это именно этот самый Благородный Восьмеричный
Путь, то есть:
* Правильные
Воззрения,
*
Правильное Устремление,
*
Правильная Речь,
*
Правильные Действия,
*
Правильные Средства к жизни,
*
Правильное Усилие,
*
Правильная Осознанность,
*
Правильное Сосредоточение.
Я пошёл этим путём и, сделав так, я напрямую
познал старение-и-смерть, его возникновение, его прекращение,
и путь, ведущий к его прекращению. Я напрямую познал рождение…
существование… цепляние… жажду… чувство… контакт… шесть сфер
чувств… имя-и-форму… сознание… волевые формирователи, их возникновение,
их прекращение, и путь, ведущий к их прекращению4.
Напрямую познав их, я объяснил их монахам, монахиням, мирянам
и мирянкам. Эта святая жизнь, монахи, стала успешной и процветающей,
распространённой, знаменитой, известной и хорошо провозглашённой
среди богов и людей».
|