Однажды
Благословенный проживал в стране Куру, где был город под названием
Каммасадамма. И тогда достопочтенный Ананда подошёл к Благословенному,
поклонился ему, сел рядом и сказал:
«Как
удивительно, уважаемый! Как поразительно, уважаемый! Это зависимое
возникновение такое глубокое, с таким глубоким смыслом, и в
то же время, оно кажется мне столь ясным, насколько это возможно».
«Не
так оно, Ананда! Не так оно, Ананда! Это зависимое возникновение
глубокое и с глубоким смыслом. Именно из-за непонимания и непостижения
этой Дхаммы, Ананда, это поколение [богов и людей] запутано
как моток пряжи, как спутанный клубок ниток, как переплетённый
тростник и камыш, и оно не может выйти за пределы состояний
лишений, плохих мест, нижних миров, сансары.
Ананда,
когда кто-либо пребывает в созерцании привлекательности в вещах,
к которым можно прицепиться, жажда возрастает. С жаждой как
условием – цепляние [возникает]. С цеплянием как условием –
существование [возникает]. С существованием как условием – рождение
[возникает]. С рождением как условием – старение-и-смерть, печаль,
стенание, боль, грусть и отчаяние возникают. Таково происхождение
всей этой груды страданий.
Представь,
Ананда, большое дерево, и все его уходящие вниз и по бокам корни
направляли бы сок вверх. Так, будучи поддерживаемым этим соком,
подпитываемым им, это большое дерево простояло бы долгое время.
Точно так же, когда кто-либо пребывает в созерцании привлекательности в вещах, к которым можно прицепиться, жажда возрастает. С жаждой
как условием, цепляние [возникает]… боль, грусть и отчаяние
возникают. Таково происхождение всей этой груды страданий.
Ананда,
когда кто-либо пребывает в созерцании опасности в вещах, к которым
можно прицепиться, жажда прекращается. С прекращением жажды
происходит прекращение цепляния. С прекращением цепляния – прекращение
существования. С прекращением существования – прекращение рождения.
С прекращением рождения – старение-и-смерть, печаль, стенание,
боль, грусть и отчаяние прекращаются. Таково прекращение всей
этой груды страданий.
Представь,
Ананда, большое дерево. И мимо проходил бы человек с лопатой
и ведром. Он бы срубил это дерево под корень, выкопал его, вытащил
корни, [включая] даже небольшие корешки и корневые нити. Он
разрезал бы дерево на части, расколол [эти] части на куски и
превратил в щепки. Затем он высушил бы эти щепки на ветру и
солнце, сжёг их в костре и собрал золу. Сделав так, он развеял
бы золу по ветру или же бросил её в поток быстрой реки. Таким
образом, это большое дерево было бы срублено под корень, сделано
подобным обрубку пальмы, уничтожено так, что более не сможет
возникнуть в будущем.
Точно так же,
когда кто-либо пребывает в созерцании опасности в вещах, к которым
можно прицепиться, жажда прекращается. С прекращением жажды
происходит прекращение цепляния… боль, грусть и отчаяние
прекращаются. Таково прекращение всей этой груды страданий».
|