Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Нидана-сутта: Причинность
СН 12.60

 
редакция перевода: 06.03.2025
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 593"

Однажды Благословенный проживал в стране Куру, где был город под названием Каммасадамма. И тогда достопочтенный Ананда подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал:
«Как удивительно, уважаемый! Как поразительно, уважаемый! Это зависимое возникновение такое глубокое, с таким глубоким смыслом, и в то же время, оно кажется мне столь ясным, насколько это возможно».
«Не так оно, Ананда! Не так оно, Ананда! Это зависимое возникновение глубокое и с глубоким смыслом. Именно из-за непонимания и непостижения этой Дхаммы, Ананда, это поколение [богов и людей] запутано как моток пряжи, как спутанный клубок ниток, как переплетённый тростник и камыш, и оно не может выйти за пределы состояний лишений, плохих мест, нижних миров, сансары.
Ананда, когда кто-либо пребывает в созерцании привлекательности в вещах, к которым можно прицепиться, жажда возрастает. С жаждой как условием – цепляние [возникает]. С цеплянием как условием – существование [возникает]. С существованием как условием – рождение [возникает]. С рождением как условием – старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние возникают. Таково происхождение всей этой груды страданий.
Представь, Ананда, большое дерево, и все его уходящие вниз и по бокам корни направляли бы сок вверх. Так, будучи поддерживаемым этим соком, подпитываемым им, это большое дерево простояло бы долгое время. Точно так же, когда кто-либо пребывает в созерцании привлекательности в вещах, к которым можно прицепиться, жажда возрастает. С жаждой как условием, цепляние [возникает]… боль, грусть и отчаяние возникают. Таково происхождение всей этой груды страданий.
Ананда, когда кто-либо пребывает в созерцании опасности в вещах, к которым можно прицепиться, жажда прекращается. С прекращением жажды происходит прекращение цепляния. С прекращением цепляния – прекращение существования. С прекращением существования – прекращение рождения. С прекращением рождения – старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние прекращаются. Таково прекращение всей этой груды страданий.
Представь, Ананда, большое дерево. И мимо проходил бы человек с лопатой и ведром. Он бы срубил это дерево под корень, выкопал его, вытащил корни, [включая] даже небольшие корешки и корневые нити. Он разрезал бы дерево на части, расколол [эти] части на куски и превратил в щепки. Затем он высушил бы эти щепки на ветру и солнце, сжёг их в костре и собрал золу. Сделав так, он развеял бы золу по ветру или же бросил её в поток быстрой реки. Таким образом, это большое дерево было бы срублено под корень, сделано подобным обрубку пальмы, уничтожено так, что более не сможет возникнуть в будущем.
Точно так же, когда кто-либо пребывает в созерцании опасности в вещах, к которым можно прицепиться, жажда прекращается. С прекращением жажды происходит прекращение цепляния… боль, грусть и отчаяние прекращаются. Таково прекращение всей этой груды страданий».



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.