В
Саваттхи.
[Благословенный сказал]: «Монахи, когда кто-либо пребывает в созерцании
привлекательности в вещах, которые могут опутать, то происходит
нисхождение сознания1.
С сознанием как условием – имя-и-форма [возникает]. С именем-и-формой
как условием – шесть сфер [возникают]. С шестью сферами чувств
– контакт [возникает]. С контактом как условием – чувство [возникает].
С чувством как условием – жажда [возникает]. С жаждой как условием
– цепляние [возникает]. С цеплянием как условием – существование
[возникает]. С существованием как условием – рождение [возникает].
С рождением как условием – старение-и-смерть, печаль, стенание,
боль, грусть и отчаяние возникают. Таково происхождение всей этой
груды страданий.
Представьте,
монахи, большое дерево, и все его уходящие вниз и по бокам корни
направляли бы сок вверх. Так, будучи поддерживаемым этим соком,
подпитываемым им, это большое дерево простояло бы долгое время.
Точно так же, когда кто-либо пребывает в созерцании привлекательности в вещах, к которым можно прицепиться, то происходит нисхождение
сознания… боль, грусть и отчаяние возникают. Таково происхождение
всей этой груды страданий.
Монахи,
когда кто-либо пребывает в созерцании опасности в вещах, которые
могут опутать, то нет нисхождения сознания. С прекращением сознания
имя-и-форма прекращается. С прекращением имени-и-формы шесть
сфер чувств прекращаются. С прекращением шести сфер – прекращение
контакта. С прекращением контакта – прекращение чувства. С прекращением
чувства – прекращение жажды. С прекращением жажды – прекращение
цепляния. С прекращением цепляния – прекращение существования.
С прекращением существования – прекращение рождения. С прекращением
рождения – старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, грусть
и отчаяние прекращаются. Таково прекращение всей этой груды
страданий.
Представьте,
монахи, большое дерево. И мимо проходил бы человек с лопатой
и ведром. Он бы срубил это дерево под корень, выкопал его, вытащил
корни, [включая] даже небольшие корешки и корневые нити. Он
разрезал бы дерево на части, расколол [эти] части на куски и
превратил в щепки. Затем он высушил бы эти щепки на ветру и
солнце, сжёг их в костре и собрал золу. Сделав так, он развеял
бы золу по ветру или же бросил её в поток быстрой реки. Таким
образом, это большое дерево было бы срублено под корень, сделано
подобным обрубку пальмы, уничтожено так, что более не сможет
возникнуть в будущем.
Точно так же,
когда кто-либо пребывает в созерцании опасности в вещах, которые
могут опутать, то нет нисхождения сознания… боль, грусть и отчаяние прекращаются. Таково прекращение всей этой груды
страданий».
|