В
Саваттхи.
[Благословенный сказал]: «Монахи, когда кто-либо пребывает в созерцании
наслаждения в вещах, которые могут опутать, то происходит нисхождение
сознания1.
С сознанием как условием, имя-и-форма [возникает]. С именем-и-формой
как условием, шесть сфер чувств [возникают]. С шестью сферами
чувств, контакт [возникает]. С контактом как условием, чувство
[возникает]. С чувством как условием, жажда [возникает]. С жаждой
как условием, цепляние [возникает]. С цеплянием как условием, существование [возникает]. С существованием как условием, рождение [возникает]. С рождением как условием, старение-и-смерть, печаль,
стенание, боль, недовольство и отчаяние возникают. Таково происхождение
всей этой груды страданий.
Представьте,
монахи, большое дерево, и все его уходящие вниз и по бокам корни
направляли бы сок вверх. Так, будучи поддерживаемым этим соком,
подпитываемым им, это большое дерево простояло бы долгое время.
Точно также, когда кто-либо пребывает в созерцании наслаждения
в вещах, к которым можно прицепиться, то происходит нисхождение
сознания… боль, недовольство и отчаяние возникают. Таково происхождение
всей этой груды страданий.
Монахи,
когда кто-либо пребывает в созерцании опасности в вещах, которые
могут опутать, то нет нисхождения сознания. С прекращением сознания
имя-и-форма прекращается. С прекращением имени-и-формы шесть
сфер чувств прекращаются. С прекращением шести сфер чувств –
прекращение контакта. С прекращением контакта – прекращение
чувства. С прекращением чувства – прекращение жажды. С прекращением
жажды – прекращение цепляния. С прекращением цепляния – прекращение
существования. С прекращением существования – прекращение рождения.
С прекращением рождения, старение-и-смерть, печаль, стенание,
боль, недовольство и отчаяние прекращаются. Таково прекращение
всей этой груды страданий.
Представьте,
монахи, большое дерево. И мимо проходил бы человек с лопатой
и ведром. Он бы срубил это дерево под корень, выкопал бы его,
вытащил бы корни, [включая] даже небольшие корешки и корневые
нити. Он бы разрезал дерево на части, расколол бы [эти] части
на куски и превратил бы в щепки. Затем он бы высушил эти щепки
на ветру и солнце, сжёг бы их в костре и собрал бы золу. Сделав
так, он бы развеял золу по ветру или же бросил бы её в поток
быстрой реки. Таким образом, это большое дерево было бы срублено
под корень, сделано подобным обрубку пальмы, уничтожено так,
что более не сможет возникнуть в будущем.
Точно также,
когда кто-либо пребывает в созерцании опасности в вещах, которые
могут опутать, то нет нисхождения сознания… боль, недовольство
и отчаяние прекращаются. Таково прекращение всей этой груды
страданий».
|