В
Саваттхи.
И тогда брахман-космолог подошёл к Благословенному и обменялся
с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями
он сел рядом и сказал ему:
«Так как
же, Мастер Готама, всё существует?»
«Всё существует»
– это, брахман, старейшая космология».
«В таком
случае, Мастер Готама, всё не существует?»
«Всё не
существует» – это, брахман, вторая космология».
«Так как
же, Мастер Готама, всё является единым?»
«Всё является
единым» – это, брахман, третья космология».
«В таком
случае, Мастер Готама, всё является множественностью?»
«Всё является
множественностью» – это, брахман, четвёртая космология1».
Не склоняясь
ни к одной из этих крайностей, Татхагата учит Дхамме срединным
способом: «С невежеством как условием, волевые формирователи
[возникают]… …Таково происхождение всей этой груды страданий.
Но с безостаточным угасанием и прекращением невежества происходит
прекращение волевых формирователей… …Таково прекращение всей
этой груды страданий»2.
Когда так
было сказано, тот брахман обратился к Благословенному: «Великолепно,
Мастер Готама! Великолепно, Мастер Готама! Как если бы он поставил
на место то, что было перевёрнуто, раскрыл бы спрятанное, показал
путь тому, кто потерялся, внёс бы лампу во тьму, чтобы зрячий
да мог увидеть, точно также Мастер Готама различными способами
прояснил Дхамму. Я принимаю прибежище в Мастере Готаме, прибежище
в Дхамме и прибежище в Сангхе монахов. Пусть Мастер Готама помнит
меня как мирского последователя, принявшего прибежище с этого дня и на всю жизнь».
|