В
Саваттхи.
И тогда домохозяин Анатхапиндика подошёл к Благословенному, поклонился
ему и сел рядом. Благословенный сказал ему: «Когда в ученике Благородных
успокоены пять ужасающих враждебностей, когда он обладает четырьмя
факторами вступления в поток, когда он чётко увидел и тщательно
проник мудростью в благородный метод – то тогда, если он хочет,
он может заявить о себе: «Я тот, кто покончил с адом, покончил
с миром животных, покончил с обителью страдающих духов, покончил
с состояниями лишений, с плохими уделами, с нижними мирами. Я
– вступивший в поток, не прикованный более к нижним мирам, непреклонный
в своей участи, устремлённый к просветлению».
Пять ужасающих враждебностей
И каковы эти пять ужасающих враждебностей, что успокоены [в
нём]? Домохозяин, тот, кто уничтожает жизнь, этим своим поведением
вызывает ужасающую враждебность, имеющую отношение к нынешней
жизни, и ужасающую враждебность, имеющую отношение к будущей
жизни, и он испытывает умственную боль и недовольство. Поэтому
у того, кто воздерживается от уничтожения жизни, эта ужасающая
враждебность успокоена.
Тот, кто берёт то, что [ему] не было дано…
Тот, кто пускается в неблагое сексуальное поведение…
Тот, кто говорит ложь…
Тот, кто потакает распитию вина, спиртного, опьяняющих напитков
[или веществ], что создают основание для беспечности, этим своим
поведением вызывает ужасающую враждебность, имеющую отношение
к нынешней жизни, и ужасающую враждебность, имеющую отношение
к будущей жизни, и он испытывает умственную боль и недовольство.
Поэтому у того, кто воздерживается от распития вина, спиртного,
опьяняющих напитков [или веществ], что создают основание для
беспечности, эта ужасающая враждебность успокоена.
Таковы пять
ужасающих враждебностей, что успокоены [в нём].
Четыре фактора вступления в поток
И каковы четыре фактора вступления в поток, которыми он обладает?
Вот ученик
Благородных наделён подтверждённой верой в Будду: «В самом деле
Благословенный – достойный, всецело просветлённый, совершенный
в истинном знании и поведении, достигший блага, знаток мира,
непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов
и людей, пробуждённый, благословенный».
Он наделён
подтверждённой верой в Дхамму: «Дхамма превосходно разъяснена
Благословенным, напрямую видимая [здесь и сейчас], не зависящая
от времени, приглашающая пойти и увидеть, ведущая к цели, познаваемая
мудрыми самостоятельно».
Он
наделён подтверждённой верой в Сангху: «Сангха учеников Благословенного,
идущих по хорошему пути, идущих по прямому пути, идущих по верному
пути, идущих по совершенному пути, другими словами, четыре пары
или восемь типов личностей – это Сангха учеников Благословенного:
достойная даров, достойная гостеприимства, достойная подношений,
достойная уважения, непревзойдённое поле заслуг для мира».
Он наделён
добродетелями, которые дороги благородным: прочными, цельными,
незапятнанными, освобождающими, восхваляемыми мудрецами, яркими,
ведущими к сосредоточению.
Таковы четыре
фактора вступления в поток, которыми он обладает.
Благородный метод
И каков благородный метод, который он чётко увидел и [в который]
тщательно проник мудростью? Вот, домохозяин, ученик Благородных
тщательно и пристально уделяет внимание самому зависимому возникновению
так: «Когда есть это, появляется и то. С возникновением этого,
возникает то. Когда этого нет, не появляется и то. С прекращением
этого, прекращается и то. То есть:
* С невежеством
как условием, волевые формирователи [возникают].
*
С волевыми формирователями как условием, сознание [возникает].
*
С сознанием как условием, имя-и-форма [возникает].
*
С именем-и-формой как условием, шесть сфер чувств [возникают].
*
С шестью сферами чувств как условием, контакт [возникает].
*
С контактом как условием, чувство [возникает].
*
С чувством как условием, жажда [возникает].
*
С жаждой как условием, цепляние [возникает].
*
С цеплянием как условием, существование [возникает].
*
С существованием как условием, рождение [возникает].
*
С рождением как условием, старение-и-смерть, печаль, стенание,
боль, недовольство и отчаяние возникают.
Таково происхождение всей этой груды страданий. Но с безостаточным
угасанием и
* прекращением
невежества происходит прекращение волевых формирователей.
*
С прекращением волевых формирователей [происходит] прекращение
сознания.
*
С прекращением сознания [происходит] прекращение имени-и-формы.
*
С прекращением имени-и-формы [происходит] прекращение шести
сфер чувств.
*
С прекращением шести сфер чувств [происходит] прекращение контакта.
*
С прекращением контакта [происходит] прекращение чувства.
*
С прекращением чувства [происходит] прекращение жажды.
*
С прекращением жажды [происходит] прекращение цепляния.
*
С прекращением цепляния [происходит] прекращение существования.
*
С прекращением существования [происходит] прекращение рождения.
*
С прекращением рождения, старение-и-смерть, печаль, стенание,
боль, недовольство и отчаяние прекращаются.
Таково прекращение всей этой груды страданий». Таков благородный
метод, который он чётко увидел и [в который] тщательно проник
мудростью.
Когда,
домохозяин, в ученике Благородных успокоены пять ужасающих враждебностей,
когда он обладает четырьмя факторами вступления в поток, когда
он чётко увидел и тщательно проник мудростью в благородный метод
– то тогда, если он хочет, он может заявить о себе: «Я тот,
кто покончил с адом, покончил с миром животных, покончил с обителью
страдающих духов, покончил с состояниями лишений, с плохими
уделами, с нижними мирами. Я – вступивший в поток, не прикованный
более к нижним мирам, непреклонный в своей участи, устремлённый
к просветлению».
|