В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи,
* С невежеством
как условием, волевые формирователи [возникают].
*
С волевыми формирователями как условием, сознание [возникает].
*
С сознанием как условием, имя-и-форма [возникает].
*
С именем-и-формой как условием, шесть сфер чувств [возникают].
*
С шестью сферами чувств как условием, контакт [возникает].
*
С контактом как условием, чувство [возникает].
*
С чувством как условием, жажда [возникает].
*
С жаждой как условием, цепляние [возникает].
*
С цеплянием как условием, существование [возникает].
*
С существованием как условием, рождение [возникает].
*
С рождением как условием, старение-и-смерть, печаль, стенание,
боль, недовольство и отчаяние возникают.
Таково происхождение всей этой груды страданий».
Когда так
было сказано, один монах обратился к Благословенному: «Учитель,
что такое старение-и-смерть и для кого есть старение-и-смерть?»
«Это
неправильный вопрос» – ответил Благословенный1.
«Монах, когда кто-либо утверждает так: «Что такое старение-и-смерть
и для кого есть старение-и-смерть?» или же так: «Старение-и-смерть
является одним, а тот, для кого есть это старение-и-смерть,
является иным» – то оба эти утверждения совпадают в сути, а
отличаются только в формулировке. Если [у кого-либо] есть воззрение:
«Душа и тело суть одно и то же», то нет жития святой жизнью.
Если [у кого-либо] есть воззрение: «Душа – это одно, а тело
– это иное», то нет жития святой жизнью2.
Не склоняясь ни к одной из этих крайностей, Татхагата учит Дхамме
срединным способом: «С рождением как условием, старение-и-смерть
[возникает]».
«Учитель,
что такое рождение и для кого есть рождение?»
«Это неправильный
вопрос»…
«Учитель,
что такое существование и для кого есть существование?»
«Это неправильный
вопрос»…
«Учитель,
что такое цепляние и для кого есть цепляние?»
«Это неправильный
вопрос»…
«Учитель,
что такое жажда и для кого есть жажда?»
«Это неправильный
вопрос»…
«Учитель,
что такое чувство и для кого есть чувство?»
«Это неправильный
вопрос»…
«Учитель,
что такое контакт и для кого есть контакт?»
«Это неправильный
вопрос»…
«Учитель,
что такое шесть сфер чувств и для кого есть шесть сфер чувств?»
«Это неправильный
вопрос»…
«Учитель,
что такое имя-и-форма и для кого есть имя-и-форма?»
«Это неправильный
вопрос»…
«Учитель,
что такое сознание и для кого есть сознание?»
«Это неправильный
вопрос»…
«Учитель,
что такое волевые формирователи и для кого есть волевые формирователи?»
«Это
неправильный вопрос» – ответил Благословенный. «Монах, когда
кто-либо утверждает так: «Что такое волевые формирователи и
для кого есть волевые формирователи?» или же так: «Волевые формирователи
являются одним, а тот, для кого есть эти волевые формирователи,
является иным» – то оба эти утверждения совпадают в сути, а
отличаются только в формулировке. Если [у кого-либо] есть воззрение:
«Душа и тело суть одно и то же», то нет жития святой жизнью.
Если [у кого-либо] есть воззрение: «Душа – это одно, а тело
– это иное», то нет жития святой жизнью. Не склоняясь ни к одной
из этих крайностей, Татхагата учит Дхамме срединным способом:
«С невежеством как условием, волевые формирователи [возникают]».
Но
с безостаточным угасанием и прекращением невежества, каких бы
видов искривлений, изворотов, колебаний ни было, [как то] –
«Что такое старение-и-смерть и для кого есть старение-и-смерть?..
... Что такое волевые формирователи и для кого есть волевые
формирователи?» или же «Волевые формирователи – это одно, а
тот, для кого есть эти волевые формирователи – иное» или «Душа
и тело суть одно» или «Душа – это одно, а тело – иное» – всё
это отбрасывается, обрубается под корень, делается подобным
обрубку пальмы, уничтожается так, что более не может возникнуть
в будущем».
|