В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, я научу вас сорока
четырём предметам знания. Слушайте внимательно то, о чём я буду говорить».
«Да, уважаемый» – ответили те монахи. Благословенный сказал:
«Монахи,
и каковы сорок четыре предмета знания? Знание старения-и-смерти,
знание его источника, знание его прекращения, знание пути, ведущего
к его прекращению. Знание рождения… Знание существования… Знания
цепляния… Знание жажды… Знание чувства… Знание контакта… Знание
шести сфер… Знание имени-и-формы… Знание сознания… Знание формирователей,
знание их источника, знание их прекращения, знание пути, ведущего
к их прекращению. Таковы, монахи, сорок четыре предмета знания.
Старение и смерть
И что такое, монахи, старение и смерть? Старение различных существ
в различных группах существ: их становление старыми, разбитость
зубов, седина волос, морщинистость кожи, упадок жизненной силы,
ослабевание способностей – это называется старением.
Умирание
различных существ из различных групп существ, их гибель, распад,
исчезновение, смертность, кончина, завершение времени [срока
жизни], распад совокупностей, оставление трупа – это называется
смертью. Таким образом, это старение и эта смерть вместе называются
старением-и-смертью.
С возникновением
рождения существует возникновение старения-и-смерти. С прекращением
рождения существует прекращение старения-и-смерти. Этот самый
Благородный восьмеричный путь является путём, ведущим к прекращению
старения-и-смерти, то есть:
* Правильные
Воззрения,
*
Правильное Устремление,
*
Правильная Речь,
*
Правильные Действия,
*
Правильные Средства к жизни,
*
Правильное Усилие,
*
Правильная Осознанность,
*
Правильное Сосредоточение.
Когда, монахи, благородный ученик
так понимает старение-и-смерть, его возникновение, его исчезновение,
и путь, ведущий к его прекращению, то это является его знанием
принципа1.
Посредством этого принципа в отношении [всего] увиденного, познанного,
мгновенно достигнутого, постигнутого, он применяет [этот] метод
к прошлому и к будущему так: «Какие бы жрецы и отшельники в
прошлом ни познавали бы напрямую старение-и-смерть, его возникновение,
его прекращение, и путь, ведущий к его прекращению, все они
напрямую познали это точно таким же образом, как и я сейчас.
Какие бы жрецы и отшельники в будущем ни познают напрямую старение-и-смерть,
его возникновение, его прекращение, и путь, ведущий к его прекращению,
все они напрямую познают это точно таким же образом, как и я
сейчас». Таково его знание наследования2.
Когда,
монахи, благородный ученик очистил и выправил эти два вида знания
– знание принципа и знание наследования – то тогда он зовётся
благородным учеником, который совершенен в воззрениях, совершенен
в видении, который пришёл к этой истинной Дхамме, который видит
эту истинную Дхамму, который обладает знанием ученика, истинным
знанием ученика, который вступил в поток Дхаммы – благородный
с проницательной мудростью, тот, кто стоит прямо возле дверей
к Бессмертному.
Остальные звенья
И что такое, монахи, рождение?… И что такое,
монахи, существование?... И что такое, монахи, цепляние?...
И что такое, монахи, жажда? И что такое, монахи, чувство?...
И что такое, монахи, контакт?... И что такое, монахи, шесть
сфер?... И что такое, монахи, имя-и-форма?... И что такое, монахи,
сознание?...3
И
что такое, монахи, формирователи? Есть три вида формирователей:
телесные формирователи, словесные формирователи, умственные
формирователи. Эти называются формирователями.
С
возникновением неведения происходит возникновение формирователей.
С прекращением неведения происходит прекращение формирователей.
Этот самый Благородный восьмеричный путь является путём, ведущим
к прекращению формирователей, то есть: Правильные Воззрения…
Правильное Сосредоточение.
Когда,
монахи, благородный ученик так понимает формирователи, их возникновение,
их прекращение, и путь, ведущий к их прекращению, то это является
его знанием принципа. Посредством этого принципа в отношении
[всего] увиденного, познанного, мгновенно достигнутого, постигнутого,
он применяет [этот] метод к прошлому и к будущему так: «Какие
бы жрецы и отшельники в прошлом ни познавали бы напрямую формирователи,
их возникновение, их прекращение, и путь, ведущий к их прекращению,
все они напрямую познали это точно таким же образом, как и я
сейчас. Какие бы жрецы и отшельники в будущем ни познают напрямую
формирователи, их возникновение, их прекращение, и путь, ведущий
к их прекращению, все они напрямую познают это точно таким же
образом, как и я сейчас». Таково его знание наследования.
Когда,
монахи, благородный ученик очистил и выправил эти два вида знания
– знание принципа и знание наследования – то тогда он зовётся
благородным учеником, который совершенен в воззрениях, совершенен
в видении, который пришёл к этой истинной Дхамме, который видит
эту истинную Дхамму, который обладает знанием ученика, истинным
знанием ученика, который вступил в поток Дхаммы – Благородный
с проницательной мудростью, тот, кто стоит прямо возле дверей
к Бессмертному».
|