В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, я научу вас сорока
четырём предметам знания. Слушайте внимательно, я буду говорить».
«Да,
Учитель» – ответили те монахи. Благословенный сказал:
«Монахи,
и каковы сорок четыре предмета знания? Знание старения-и-смерти,
знание его источника, знание его прекращения, знание пути, ведущего
к его исчезновению. Знание рождения… Знание существования… Знания
цепляния… Знание жажды… Знание чувства… Знание контакта… Знание
шести сфер чувств… Знание имени-и-формы… Знание сознания… Знание
волевых формирователей, знание их источника, знание их прекращения,
знание пути, ведущего к их исчезновению. Таковы, монахи, сорок
четыре предмета знания.
Старение и смерть
И что такое, монахи, старение и смерть? Старение различных существ
в различных классах существ: их становление старыми, разбитость
зубов, седина волос, морщинистость кожи, упадок жизненной силы,
ослабевание качеств – это называется старением.
Исчезание
различных существ из различных классов существ, их умирание,
распад, исчезновение, смертность, кончина, окончание времени
[срока жизни], распад совокупностей, оставление тела – это называется
смертью. Таким образом, это старение и эта смерть вместе называются
старением-и-смертью.
С возникновением
рождения существует возникновение старения-и-смерти. С прекращением
рождения существует прекращение старения-и-смерти. Этот самый
Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению
старения-и-смерти, то есть:
* Правильные
Воззрения,
*
Правильное Устремление,
*
Правильная Речь,
*
Правильные Действия,
*
Правильные Средства к жизни,
*
Правильное Усилие,
*
Правильная Осознанность,
*
Правильное Сосредоточение.
Когда, монахи, ученик Благородных
так понимает старение-и-смерть, его возникновение, его исчезновение,
и путь, ведущий к его исчезновению, то это является его знанием
принципа1.
Посредством этого принципа в отношении [всего] увиденного, познанного,
мгновенно достигнутого, постигнутого, он применяет [этот] метод
к прошлому и к будущему так: «Какие бы жрецы и отшельники в
прошлом ни познавали бы напрямую старение-и-смерть, его возникновение,
его исчезновение, и путь, ведущий к его исчезновению, все они
напрямую познали это точно таким же образом, как и я сейчас.
Какие бы жрецы и отшельники в будущем ни познают напрямую старение-и-смерть,
его возникновение, его исчезновение, и путь, ведущий к его исчезновению,
все они напрямую познают это точно таким же образом, как и я
сейчас». Таково его знание наследования2.
Когда,
монахи, ученик Благородных очистил и выправил эти два вида знания
– знание принципа и знание наследования – то тогда он зовётся
учеником Благородных, который совершенен в воззрениях, совершенен
в видении, который пришёл к этой истинной Дхамме, который видит
эту истинную Дхамму, который обладает знанием ученика, истинным
знанием ученика, который вступил в поток Дхаммы – Благородный
с проницательной мудростью, тот, кто стоит прямо возле дверей
к Бессмертному.
Остальные звенья
И что такое, монахи, рождение?… И что такое,
монахи, существование?... И что такое, монахи, цепляние?...
И что такое, монахи, жажда? И что такое, монахи, чувство?...
И что такое, монахи, контакт?... И что такое, монахи, шесть
сфер чувств?... И что такое, монахи, имя-и-форма?... И что такое,
монахи, сознание?...3
И
что такое, монахи, волевые формирователи? Есть три вида волевых
формирователей: телесные волевые формирователи, словесные волевые
формирователи, умственные волевые формирователи. Эти называются
волевыми формирователями.
С
возникновением невежества происходит возникновение волевых формирователей.
С прекращением невежества происходит прекращение волевых формирователей.
Этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим
к прекращению волевых формирователей, то есть: Правильные Воззрения…
Правильное Сосредоточение.
Когда,
монахи, ученик Благородных так понимает волевые формирователи,
их возникновение, их исчезновение, и путь, ведущий к их исчезновению,
то это является его знанием принципа. Посредством этого принципа
в отношении [всего] увиденного, познанного, мгновенно достигнутого,
постигнутого, он применяет [этот] метод к прошлому и к будущему
так: «Какие бы жрецы и отшельники в прошлом ни познавали бы
напрямую волевые формирователи, их возникновение, их исчезновение,
и путь, ведущий к их исчезновению, все они напрямую познали
это точно таким же образом, как и я сейчас. Какие бы жрецы и
отшельники в будущем ни познают напрямую волевые формирователи,
их возникновение, их исчезновение, и путь, ведущий к их исчезновению,
все они напрямую познают это точно таким же образом, как и я
сейчас». Таково его знание наследования.
Когда,
монахи, ученик Благородных очистил и выправил эти два вида знания
– знание принципа и знание наследования – то тогда он зовётся
учеником Благородных, который совершенен в воззрениях, совершенен
в видении, который пришёл к этой истинной Дхамме, который видит
эту истинную Дхамму, который обладает знанием ученика, истинным
знанием ученика, который вступил в поток Дхаммы – Благородный
с проницательной мудростью, тот, кто стоит прямо возле дверей
к Бессмертному».
|