В
Саваттхи.
[Благословенный сказал]: «Монахи, с невежеством как условием,
волевые формирователи [возникают]… 1
…с рождением как условием, старение-и-смерть, печаль, стенание,
боль, недовольство и отчаяние возникают. Таково происхождение
всей этой груды страданий.
Старение и смерть
И что такое, монахи, старение и смерть? Старение различных существ
в различных классах существ: их становление старыми, разбитость
зубов, седина волос, морщинистость кожи, упадок жизненной силы,
ослабевание качеств – это называется старением.
Исчезание
различных существ из различных классов существ, их умирание,
распад, исчезновение, смертность, кончина, окончание времени
[срока жизни], распад совокупностей, оставление тела – это называется
смертью. Таким образом, это старение и эта смерть вместе называются
старением-и-смертью.
С возникновением
рождения происходит возникновение старения-и-смерти. С прекращением
рождения происходит прекращение старения-и-смерти. И именно
этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим
к прекращению старения-и-смерти, то есть:
* Правильные
Воззрения,
*
Правильное Устремление,
*
Правильная Речь,
*
Правильные Действия,
*
Правильные Средства к жизни,
*
Правильное Усилие,
*
Правильная Осознанность,
*
Правильное Сосредоточение.
Рождение
И что такое, монахи, рождение? Рождение различных существ в
различных классах существ: их рождение, нисхождение [в утробу],
происхождение, проявление совокупностей, обретение органов чувств.
Это называется рождением.
С
возникновением существования происходит возникновение рождения.
С прекращением существования происходит прекращение рождения.
И именно этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём,
ведущим к прекращению рождения…
Существование
И что такое, монахи, существование? Есть три вида существования:
существование в мире чувств, существование в мире форм, существование
в бесформенном мире. Это называется существованием.
С
возникновением цепляния происходит возникновение существования.
С прекращением цепляния происходит прекращение существования.
И именно этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём,
ведущим к прекращению существования…
Цепляние
И что такое, монахи, цепляние? Есть четыре вида цепляния: цепляние
к чувственным удовольствиям, цепляние к воззрениям, цепляние к правилам и предписаниям, цепляние к доктрине о «я». Это называется
цеплянием.
С возникновением
жажды происходит возникновение цепляния. С прекращением жажды
происходит прекращение цепляния. И именно этот самый Благородный
Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению цепляния…
Жажда
И что такое, монахи, жажда? Есть шесть видов жажды: жажда к
формам, жажда к звукам, жажда к запахам, жажда к вкусам, жажда
к тактильным ощущениям, жажда к ментальным феноменам. Это называется
жаждой.
С
возникновением чувства происходит возникновение жажды. С прекращением
чувства происходит прекращение жажды. И именно этот самый Благородный
Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению жажды…
Чувство
И что такое, монахи, чувство? Есть шесть видов чувств: чувство,
рождённое контактом глаза… контактом уха… контактом носа… контактом
языка… контактом тела… контактом ума. Это называется чувством.
С возникновением
контакта происходит происхождение чувства. С прекращением контакта
происходит прекращение чувства. И именно этот самый Благородный
Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению чувства…
Контакт
И что такое, монахи, контакт? Есть шесть видов контакта: контакт
глаза, контакт уха, контакт носа, контакт языка, контакт тела,
контакт ума. Это называется контактом.
С возникновением
шести сфер чувств происходит возникновение контакта. С прекращением
шести сфер чувств происходит прекращение контакта. И именно
этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим
к прекращению контакта…
Шесть сфер чувств
И что такое, монахи, шесть сфер чувств? Сфера глаза, сфера уха,
сфера носа, сфера языка, сфера тела, сфера ума. Это называется
шестью сферами чувств.
С возникновением
имени-и-формы происходит возникновение шести сфер чувств. С
прекращением имени-и-формы происходит прекращение шести сфер
чувств. И именно этот самый Благородный Восьмеричный Путь является
путём, ведущим к прекращению шести сфер чувств…
Имя-и-форма
И что такое, монахи, имя-и-форма? Чувство, восприятие, намерение,
контакт, внимание – это называется именем. Четыре великих элемента
и форма, выстроенная из четырёх великих элементов – это называется
формой. Таким образом, это имя и эта форма вместе называются
именем-и-формой.
С
возникновением сознания происходит возникновение имени-и-формы.
С прекращением сознания происходит прекращение имени-и-формы.
И именно этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём,
ведущим к прекращению имени-и-формы…
Сознание
И что такое, монахи, сознание? Есть шесть видов сознания: сознание
глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание
тела, сознание ума. Это называется сознанием.
С возникновением
волевых формирователей происходит происхождение сознания. С
прекращением волевых формирователей происходит прекращение сознания.
И именно этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём,
ведущим к прекращению сознания…
Волевые формирователи
И что такое, монахи, волевые формирователи? Есть три вида волевых
формирователей: телесные волевые формирователи, словесные волевые
формирователи, умственные волевые формирователи. Эти называются
волевыми формирователями.
С возникновением
невежества происходит возникновение волевых формирователей.
С прекращением невежества происходит прекращение волевых формирователей.
И именно этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём,
ведущим к прекращению волевых формирователей…
Когда,
монахи, ученик Благородных таким образом понимает условие, таким
образом понимает источник условия, таким образом понимает прекращение
условия, таким образом понимает путь, ведущий к прекращению
условия – то тогда он зовётся учеником Благородных, который
совершенен в воззрениях, совершенен в видении, который пришёл
к этой истинной Дхамме, который видит эту истинную Дхамму, который
обладает знанием ученика, истинным знанием ученика, который
вступил в поток Дхаммы – Благородный с проницательной мудростью,
тот, кто стоит прямо возле дверей к Бессмертному».
|