В
Раджагахе, в Бамбуковой Роще. И тогда, утром, достопочтенный Сарипутта
оделся и, взяв чашу и внешнее одеяние, вошёл в Раджхагаху собирать
подаяния. И тогда мысль пришла к нему: «Слишком рано ходить по
Раджагахе в поисках подаяний. Что, если я отправлюсь в парк, [где
собираются] странники – приверженцы других учений?».
И
тогда достопочтенный Сарипутта отправился в парк, [где собираются]
странники-приверженцы других учений. Он обменялся с теми странниками
приветствиями и после обмена вежливыми приветствиями и любезностями
сел рядом. Тогда странники обратились к нему:
«Друг
Сарипутта, некоторые жрецы и отшельники, сторонники [доктрины]
каммы, утверждают, что страдания созданы собой. Некоторые жрецы
и отшельники, сторонники [доктрины] каммы, утверждают, что страдания
созданы другим. Некоторые жрецы и отшельники, сторонники [доктрины]
каммы, утверждают, что страдания созданы и собой и другим. Некоторые
жрецы и отшельники, сторонники [доктрины] каммы, утверждают,
что страдания возникли случайно, не будучи созданными ни собой,
ни другим1.
Итак,
друг Сарипутта, что же отшельник Готама говорит об этом? Чему
он учит? Как нам отвечать, если бы пришлось говорить о том,
что говорил отшельник Готама, и не выставлять его в ложном свете
тем, что не соответствует действительности? Как нам следует
объяснять в соответствии с Дхаммой, чтобы наше утверждение не
повлекло за собой уместной почвы для критики?»
«Друзья,
Благословенный сказал, что страдание является возникшим зависимо.
Зависимым от чего? Зависимым от контакта. Если кто-либо сказал
бы так, то он утверждал бы то, как это было сказано Благословенным,
и не выставлял бы его в ложном свете тем, что не соответствует
действительности. Он объяснял бы в соответствии с Дхаммой так,
что его утверждение не повлекло бы за собой уместной почвы для
критики.
В
этом отношении, друзья, в случае с теми жрецами и отшельниками,
сторонниками [доктрины] каммы, которые утверждают, что страдание
создано собой – это [воззрение] обусловлено контактом2.
Также, в отношении тех жрецов и отшельников, сторонников [доктрины]
каммы, которые утверждают, что страдание создано другим… и собой
и другим… возникло случайно, не будучи созданным ни собой, ни
другим – это [воззрение] также обусловлено контактом.
В
этом отношении, друзья, в случае с теми жрецами и отшельниками,
сторонниками [доктрины] каммы, которые утверждают, что страдание
создано собой – не может быть такого, чтобы они испытывали бы
[что-либо] без контакта. Также, в отношении тех жрецов и отшельников,
сторонников [доктрины] каммы, которые утверждают, что страдание
создано другим… и собой и другим… возникло случайно, не будучи
созданным ни собой, ни другим – не может быть такого, чтобы
они испытывали бы [что-либо] без контакта».
Достопочтенный
Ананда услышал эту беседу между достопочтенным Сарипуттой и
странниками – приверженцами других учений. И затем, после того,
как он походил по Раджагахе в поисках подаяний и вернулся с
хождения за подаяниями, после обеда он отправился к Благословенному,
поклонился ему, сел рядом и рассказал Благословенному всю беседу
между достопочтенным Сарипуттой и странниками – приверженцами
других учений. [Благословенный ответил]:
«Хорошо,
хорошо, Ананда! Всякий, кто отвечал бы правдиво, ответил бы
точно так же, как это сделал Сарипутта. [Ведь] я говорил, Ананда,
что страдание является возникшим зависимо. Зависимым от чего?
Зависимым от контакта. Если кто-либо сказал бы так, то он утверждал
бы то, как это было сказано мной, и не выставил меня в ложном
свете тем, что не соответствует действительности. Он объяснял
бы в соответствии с Дхаммой так, что его утверждение не повлекло
бы за собой уместной почвы для критики.
В
этом отношении, Ананда, в случае с теми жрецами и отшельниками,
сторонниками [доктрины] каммы, которые утверждают, что страдание
создано собой – это [воззрение] обусловлено контактом. И в отношении
тех жрецов и отшельников, сторонников [доктрины] каммы, которые
утверждают, что страдание создано другим… и собой и другим…
возникло случайно, не будучи созданным ни собой, ни другим –
это [воззрение] также обусловлено контактом.
В
этом отношении, Ананда, в случае с теми жрецами и отшельниками,
сторонниками [доктрины] каммы, которые утверждают, что страдание
создано собой – не может быть такого, чтобы они испытывали бы
[что-либо] без контакта. Также, в отношении тех жрецов и отшельников,
сторонников [доктрины] каммы, которые утверждают, что страдание
создано другим… и собой и другим… возникло случайно, не будучи
созданным ни собой, ни другим – не может быть такого, чтобы
они испытывали бы [что-либо] без контакта.
Однажды,
Ананда, я проживал здесь же, в Раджагахе, в Бамбуковой роще,
в Беличьем Святилище. И тогда, утром, я оделся и, взяв чашу
и внешнее одеяние, я вошёл в Раджагаху собирать подаяния. И
тогда мысль пришла ко мне: «Слишком рано ходить по Раджагахе
в поисках подаяний. Что, если я отправлюсь в парк, [где собираются]
странники – приверженцы других учений… 3
…не может быть такого, чтобы они испытывали бы [что-либо] без
контакта».
«Как
удивительно, уважаемый! Как поразительно, уважаемый, что всё
значение может быть объяснено одной единственной фразой! А можно
ли это же самое значение объяснить в подробностях так, чтобы
это было глубоким и глубоким в следствиях?»
«Что ж,
Ананда, проясни этот вопрос сам».
«Уважаемый,
если бы они спросили меня: «Друг Ананда, каков источник старения-и-смерти,
каково его происхождение, от чего оно появилось и зародилось?»
– то, будучи спрошенным так, я бы ответил: «Друзья, старение-и-смерть
имеют рождение своим источником, рождение своим происхождением;
оно появилось и зародилось из рождения». Будучи спрошенным так,
вот как я бы ответил.
Уважаемый,
если бы они спросили меня: «Друг Ананда, каков источник рождения…?
– то, будучи спрошенным так, я бы ответил: «Друзья, рождение
имеет существование своим источником, существование своим происхождением;
оно появилось и зародилось из существования... существование
имеет цепляние своим источником… цепляние имеет жажду своим
источником… жажда имеет чувство своим источником… чувство имеет
контакт своим источником… контакт имеет шесть сфер чувств своим
источником, шесть сфер чувств своим происхождением; он появился
и зародился из шести сфер. Но с безостаточным угасанием и прекращением
шести сфер для контакта, происходит прекращение контакта. С
прекращением контакта – прекращение чувства. С прекращением
чувства – прекращение жажды. С прекращением жажды – прекращение
цепляния. С прекращением цепляния – прекращение cуществования.
С прекращением cуществования – прекращение рождения. С прекращением
рождения старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, грусть и
отчаяние прекращаются. Таково прекращение всей этой груды страдания».
Будучи спрошенным так, вот как я бы ответил».
|