В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, я говорю вам, что
уничтожение пятен [загрязнений ума] возможно [только] у того,
кто знает и видит, а не у того, кто не знает и не видит. И что
же он знает, что же он видит, благодаря чему происходит уничтожение
пятен? «Такова материальная форма, таково её происхождение, таково
её исчезновение; таково чувство… таково восприятие… таковы формации…
таково сознание, таково его происхождение, таково его исчезновение»
– у того, кто знает так, у того, кто видит так, происходит уничтожение
пятен.
Я
говорю вам, монахи, что знание уничтожения [пятен] в отношении
уничтожения [пятен] имеет непосредственную причину. Не так оно,
чтобы у него не было непосредственной причины. И какова непосредственная
причина для знания уничтожения? [На это] следует ответить так:
«Освобождение».
Я говорю
вам, монахи, что у освобождения также есть непосредственная
причина. Не так оно, чтобы у него не было непосредственной причины.
И какова непосредственная причина для освобождения? [На это]
следует ответить так: «Бесстрастие».
Я
говорю вам, монахи, что у бесстрастия также есть непосредственная
причина. Не так оно, чтобы у него не было непосредственной причины.
И какова непосредственная причина для бесстрастия? [На это]
следует ответить так: «Разочарование».
Я
говорю вам, монахи, что у разочарования также есть непосредственная
причина. Не так оно, чтобы у него не было непосредственной причины.
И какова непосредственная причина для разочарования? [На это]
следует ответить так: «Знание и видение вещей в соответствии
с действительностью».
Я
говорю вам, монахи, что у знания и видения вещей в соответствии
с действительностью также есть непосредственная причина. Не
так оно, чтобы у него не было непосредственной причины. И какова
непосредственная причина для знания и видения вещей в соответствии
с действительностью? [На это] следует ответить так: «Сосредоточение».
Я говорю
вам, монахи, что у сосредоточения также есть непосредственная
причина. Не так оно, чтобы у него не было непосредственной причины.
И какова непосредственная причина для сосредоточения? [На это]
следует ответить так: «Счастье».
Я
говорю вам, монахи, что у счастья также есть непосредственная
причина. Не так оно, чтобы у него не было непосредственной причины.
И какова непосредственная причина для счастья? [На это] следует
ответить так: «Безмятежность».
Я
говорю вам, монахи, что у безмятежности также есть непосредственная
причина. Не так оно, чтобы у неё не было непосредственной причины.
И какова непосредственная причина для безмятежности? [На это]
следует ответить так: «Восторг».
Я говорю
вам, монахи, что у восторга также есть непосредственная причина.
Не так оно, чтобы у него не было непосредственной причины. И
какова непосредственная причина для восторга? [На это] следует
ответить так: «Радость».
Я
говорю вам, монахи, что у радости также есть непосредственная
причина. Не так оно, чтобы у неё не было непосредственной причины.
И какова непосредственная причина для радости? [На это] следует
ответить так: «Вера».
Я
говорю вам, монахи, что у веры также есть непосредственная причина.
Не так оно, чтобы у неё не было непосредственной причины. И
какова непосредственная причина для веры? [На это] следует ответить
так: «Страдание»1.
Я говорю
вам, монахи, что у страдания также есть непосредственная причина.
Не так оно, чтобы у него не было непосредственной причины. И
какова непосредственная причина для страдания? [На это] следует
ответить так: «Рождение».
Я
говорю вам, монахи, что у рождения также есть непосредственная
причина. Не так оно, чтобы у него не было непосредственной причины.
И какова непосредственная причина для рождения? [На это] следует
ответить так: «Существование».
Я
говорю вам, монахи, что у существования также есть непосредственная
причина. Не так оно, чтобы у него не было непосредственной причины.
И какова непосредственная причина для существования? [На это]
следует ответить так: «Цепляние».
Я говорю
вам, монахи, что у цепляния также есть непосредственная причина.
Не так оно, чтобы у него не было непосредственной причины. И
какова непосредственная причина для цепляния? [На это] следует
ответить так: «Жажда».
Я
говорю вам, монахи, что у жажды также есть непосредственная
причина. Не так оно, чтобы у неё не было непосредственной причины.
И какова непосредственная причина для жажды? [На это] следует
ответить так: «Чувство».
Для
чувства [на это] следует ответить так: контакт. Для контакта
– шесть сфер чувств. Для шести сфер – имя-и-форма. Для
имени-и-формы – сознание. Для сознания – формирователи.
Я
говорю вам, монахи, что у формирователей также есть непосредственная
причина. Не так оно, чтобы у них не было непосредственной причины.
И какова непосредственная причина для формирователей? [На это]
следует ответить так: «Неведение».
Так, монахи,
*
С неведением как непосредственной причиной, формирователи [возникают].
*
С формирователями как непосредственной причиной, сознание [возникает].
*
С сознанием как непосредственной причиной, имя-и-форма [возникает].
*
С именем-и-формой как непосредственной причиной, шесть сфер [возникают].
*
С шестью сферами как непосредственной причиной, контакт [возникает].
*
С контактом как непосредственной причиной, чувство [возникает].
*
С чувством как непосредственной причиной, жажда [возникает].
*
С жаждой как непосредственной причиной, цепляние [возникает].
*
С цеплянием как непосредственной причиной, существование [возникает].
*
С существованием как непосредственной причиной, рождение [возникает].
*
С рождением как непосредственной причиной, страдание [возникает].
*
Со страданием как непосредственной причиной, вера [возникает].
*
С верой как непосредственной причиной, радость [возникает].
*
С радостью как непосредственной причиной, восторг [возникает].
*
С восторгом как непосредственной причиной, безмятежность [возникает].
*
С безмятежностью как непосредственной причиной, счастье [возникает].
*
С счастьем как непосредственной причиной, сосредоточение [возникает].
*
С сосредоточением как непосредственной причиной, знание и видение
вещей… [возникает].
*
Со знанием и видением вещей… как непосредственной причиной,
разочарование [возникает].
*
С разочарованием как непосредственной причиной, бесстрастие
[возникает].
*
С бесстрастием как непосредственной причиной, освобождение [возникает].
*
С освобождением как непосредственной причиной, знание уничтожения
[возникает].
Подобно тому, монахи, как ливень проливается тяжёлыми каплями
на вершину горы, и водяные потоки устремляются вниз по склону,
заполняя расселины, канавки и протоки; а по заполнении этих
– заполняют пруды; а по заполнении этих – заполняют озёра; а
по заполнении этих – заполняют ручьи; а по заполнении этих –
заполняют реки; а по заполнении этих – заполняют великий океан;
то точно так же с неведением как непосредственной причиной,
формирователи [возникают]… С освобождением как непосредственной
причиной, знание уничтожения [возникает]».
|