В
Саваттхи.
[Благословенный сказал]: «Монахи, я научу вас зависимому возникновению
и зависимо возникшим феноменам. Слушайте внимательно то, о чём я буду говорить».
«Да, уважаемый» – ответили те монахи. Благословенный сказал:
«И
что такое, монахи, зависимое возникновение? «С рождением как
условием, старение-и-смерть [возникает]»: есть ли появление
[в мире] Татхагат или нет появления [в мире] Татхагат, этот
элемент всё равно имеет место, [эта] устойчивость Дхаммы, чёткая
последовательность Дхаммы, специфическая обусловленность1.
Татхагата пробудился в это и пробился к этому. Сделав так, он
объясняет, учит, провозглашает, утверждает, разъясняет, рассматривает
и проясняет это. И он говорит: «Смотрите! С рождением как условием,
монахи, старение-и-смерть [возникает]».
«С существованием как условием, рождение [возникает]...
«С цеплянием как условием, существование [возникает]...
«С жаждой как условием, цепляние [возникает]...
«С чувством как условием, жажда [возникает]...
«С контактом как условием, чувство [возникает]...
«С шестью сферами как условием, контакт [возникает]...
«С именем-и-формой как условием, шесть сфер [возникают]...
«С сознанием как условием, имя-и-форма [возникает]...
«С формирователями как условием, сознание [возникает]...
«С неведением как условием, формирователи [возникают]»: есть
ли появление [в мире] Татхагат или нет появления [в мире] Татхагат,
этот элемент всё равно имеет место, [эта] устойчивость Дхаммы,
чёткая последовательность Дхаммы, специфическая обусловленность.
Татхагата пробудился в это и пробился к этому. Сделав так, он
объясняет, учит, провозглашает,
утверждает, разъясняет, рассматривает и проясняет это. И он
говорит: «Смотрите! С неведением как условием, формирователи
[возникают]».
Так,
монахи, реальность этого, безошибочность, не-иначесть, специфическая
обусловленность: это называется зависимым возникновением.
И что такое,
монахи, зависимо возникшие феномены?
* Старение-и-смерть,
монахи, является непостоянным, обусловленным, возникшим зависимо,
подверженным уничтожению, исчезновению, угасанию и прекращению.
*
Рождение является непостоянным…
*
Существование является непостоянным…
*
Цепляние является непостоянным…
*
Жажда является непостоянной…
*
Чувство является непостоянным…
*
Контакт является непостоянным…
*
Шесть сфер являются непостоянными…
*
Имя-и-форма является непостоянной…
*
Сознание является непостоянным…
*
Формирователи являются непостоянными…
*
Неведение является непостоянным, обусловленным, возникшим зависимо,
подверженным уничтожению, исчезновению, угасанию и прекращению.
Всё это, монахи, называется зависимо возникшими феноменами.
Когда,
монахи, благородный ученик ясно увидел правильной мудростью
в соответствии с действительностью зависимое возникновение и
эти зависимо возникшие феномены, то не может быть такого, чтобы
он убегал в прошлое, думая: «Был ли я в прошлом? Не было ли
меня в прошлом? Чем я был в прошлом? Каким я был в прошлом?
Будучи чем я, я стал таким в прошлом?» Или же убегал бы в будущее,
думая: «Буду ли я в будущем? Не будет ли меня в будущем? Чем
я буду в будущем? Каким я буду в будущем? Будучи чем, я буду
таким в будущем?» Или вместо этого он был бы внутренне запутан
в настоящем: «Есть ли я? Нет ли меня? Что я? Каков я? Откуда
взялось это существо? Куда оно уйдёт?»2
И
почему же [такого не может быть]? Потому что, монахи, благородный ученик ясно увидел правильной мудростью в соответствии
с действительностью это зависимое возникновение и эти зависимо
возникшие феномены».
|