Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Ачелакассапа сутта: Голый аскет Кассапа
СН 12.17

 
редакция перевода: 13.03.2013
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 545"

Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Раджагахе в Бамбуковой Роще в Беличьем Святилище. И тогда, утром, Благословенный оделся и, взяв чашу и одеяние, вошёл в Раджагаху собирать подаяния. Голый аскет Кассапа издали увидел Благословенного. Увидев его, он подошёл к Благословенному и обменялся с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями он встал рядом и сказал: «Мы бы хотели кое о чём спросить Мастера Готаму, если бы он соизволил ответить на наш вопрос».
«Сейчас неподходящее время для вопроса, Кассапа. Мы вошли [туда], где находятся жилые дома».
И во второй раз и в третий раз голый аскет Кассапа сказал Благословенному: «Мы бы хотели кое о чём спросить Мастера Готаму, если бы он соизволил ответить на наш вопрос».
«Сейчас неподходящее время для вопроса, Кассапа. Мы вошли [туда], где находятся жилые дома».
Тогда голый аскет Кассапа сказал Благословенному: «Мы не станем [чрезмерно] много расспрашивать Мастера Готаму».
«В таком случае, Кассапа, спрашивай о чём хотел спросить».
«Так как же, Мастер Готама, страдания созданы собой?»
«Не так оно, Кассапа» – сказал Благословенный.
«В таком случае, Мастер Готама, страдания созданы другим?»
«Не так оно, Кассапа» – сказал Благословенный.
«Так не выходит ли, Мастер Готама, что страдания созданы и собой и другим?»
«Не так оно, Кассапа» – сказал Благословенный.
«Значит, Мастер Готама, страдания возникли случайным образом, будучи созданными ни собой, ни другим?»
«Не так оно, Кассапа» – сказал Благословенный.
«Так не выходит ли, Мастер Готама, что страданий нет?»
«Не так оно, Кассапа, что страданий нет. Страдания есть».
«Значит, Мастер Готама не знает и не видит страданий?»
«Не так оно, Кассапа, что я не знаю и не вижу страданий. Я знаю страдания, я вижу страдания».
«Будучи спрошенным: «Так как же, Мастер Готама, страдания созданы собой… другим… собой и другим… ни собой, ни другим?» в каждом случае Вы говорите так: «Не так оно, Кассапа». Будучи спрошенным: «Так не выходит ли, Мастер Готама, что страданий нет?» Вы говорите: «Не так оно, Кассапа, что страданий нет. Страдания есть». Будучи спрошенным: «Значит, Мастер Готама не знает и не видит страданий?» Вы говорите: «Не так оно, Кассапа, что я не знаю и не вижу страданий. Я знаю страдания, я вижу страдания». Господин, пусть Благословенный объяснит мне страдания. Пусть Благословенный научит меня [пониманию] страданий».
«Кассапа, [если кто-либо считает]: «Тот, кто совершает поступок – это тот же самый, кто испытывает [результат поступка]», [то он утверждает так], подразумевая кого-то, существующего с [самого] начала: «Страдания созданы собой». Когда он утверждает так, то это относится к этернализму.
Но, Кассапа, [если кто-либо считает]: «Тот, кто совершает поступок – это один, а тот, кто испытывает [результат поступка] – это другой», [то он утверждает так], подразумевая того, кто пронзаем [конкретным] чувством: «Страдания созданы другим». Когда он утверждает так, то это относится к аннигиляционизму1.
Не склоняясь ни к одной из этих крайностей, Татхагата учит Дхамме срединным способом2: «С невежеством как условием, волевые формирователи [возникают]… …Таково происхождение всей этой груды страданий. Но с безостаточным угасанием и прекращением невежества происходит прекращение волевых формирователей… …Таково прекращение всей этой груды страданий»3.
Когда так было сказано, голый аскет Кассапа обратился к Благословенному: «Великолепно, Господин! Великолепно Господин! Как если бы он поставил на место то, что было перевёрнуто, раскрыл бы спрятанное, показал путь тому, кто потерялся, внёс бы лампу во тьму, чтобы зрячий да мог увидеть, точно также Благословенный различными способами прояснил Дхамму. Я принимаю прибежище в Благословенном, прибежище в Дхамме, и прибежище в Сангхе монахов. Могу ли я получить младшее посвящение у Благословенного, Господин, могу ли я получить высшее [монашеское] посвящение?»
«Кассапа, тот, кто прежде принадлежал к группе [приверженцев иных учений] и желает получить младшее и высшее посвящение в этой Дхамме и Винае – проходит испытательный срок в четыре месяца. По истечении четырёх месяцев, если монахи довольны им, они могут, если пожелают, дать ему младшее и высшее посвящение в монахи. Но я признаю индивидуальные различия4».
«Если, Господин, тот, кто прежде принадлежал к группе [приверженцев иных учений] и желает получить младшее и высшее посвящение в этой Дхамме и Винае, проходит испытательный срок в четыре месяца, и по истечении четырёх месяцев, если монахи довольны им, они могут, если пожелают, дать ему младшее и высшее посвящение в монахи, то тогда я готов пройти испытательный срок в четыре года. По истечении четырёх лет, если монахи будут довольны мной, пусть они дадут мне младшее посвящение и высшее посвящение в монахи».
И тогда голый аскет Кассапа получил младшее посвящение [под учительством] Благословенного и получил высшее посвящение. И затем, вскоре после получения высшего посвящения, пребывая в уединении прилежным, старательным, решительным, Достопочтенный Кассапа, реализовав это для себя посредством прямого знания, здесь и сейчас вошёл и пребывал в высочайшей цели святой жизни, ради которой представители клана праведно оставляют жизнь домохозяина и ведут жизнь бездомную. Он напрямую познал: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние существования». Так Достопочтенный Кассапа стал одним из арахантов.


1 Комментарий: "Если вначале [он думает]: "Тот, кто совершает поступок – это один, а тот, кто переживает [результат] – это другой", то, в таком случае, впоследствии возникает вера в то, что "страдания созданы другим". Пронзаем чувством – это чувство (ощущение) в аннигиляционистическом воззрении, возникающее так: "Истинная сущность [живого существа] прямо тут же и уничтожается, и кто-либо иной ("другой") переживает [результаты] его поступков". Утверждая так, он с самого начала объявляет аннигиляционизм, цепляется за аннигиляционизм. Почему? Потому что его воззрение соответствует этому. На него нисходит аннигиляционизм".

2 Согласно Комментарию, имеется в виду формула зависимого возникновения, которая показывает, как из причин возникают следствия без участия "агента", "я", "самости", "истинной сущности" существа.

3 Этот фрагмент раскрывается по стандартной схеме зависимого возникновения, как в СН 12.1

4 Более детальная процедура принятия аскетов-приверженцев иных учений описана в Винае. Однако, Будда по своей воле может отменить длительную апробацию, если видит, что кандидат подходит. В этом случае с Кассапой он сразу же дал ему младшее посвящение и, чуть позже, собрав монахов, высшее.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.