В
Саваттхи. Достопочтенный Каччаянаготта подошёл к Благословенному
и, по прибытии, поклонившись ему, сел рядом. Затем он обратился
к Благословенному: «Господин – «правильные воззрения, правильные
воззрения» –
так говорят. В каком смысле [говорится, что это] правильные воззрения?»
«В
целом, Каччаяна, этот мир зиждется на противоположных [воззрениях]
о существовании и несуществовании. Когда человек видит возникновение
мира в соответствии с действительностью правильной мудростью,
то [идеи] «несуществование» по отношению к миру у него не возникает.
Когда он видит прекращение мира в соответствии с действительностью
правильной мудростью, [идеи] «существование» по отношению к
миру у него не возникает.
В
целом, Каччаяна, этот мир находится в рабстве привязанностей,
цепляний и склонностей. Но такой [человек с правильными воззрениями]
не вовлекается и не цепляется к этим привязанностям, к цепляниям,
к завязкам ума, к [его] склонностям или одержимостям. Также
он не утверждает, что «это – я». У него нет неуверенности и
сомнений, что только [лишь] страдание, возникая, возникает.
Что только [лишь] страдание, угасая, угасает. И в этом своём
знании он независим от других. Вот до какой степени [говорится],
что это правильные воззрения.
«Всё
существует» – это одна крайность. «Всё не существует» – это
другая крайность. Избегая этих крайностей, Татхагата учит Дхамме
срединным способом: «Из невежества как необходимого условия
возникают волевые формирователи. Из волевых формирователей как
необходимого условия возникает сознание. Из сознания как необходимого
условия возникает имя-и-форма. Из имени-и-формы как необходимого
условия возникают шесть сфер чувств. Из шести сфер чувств в
качестве необходимого условия возникает контакт. Из контакта
в качестве необходимого условия возникает чувство. Из чувства
в качестве необходимого условия возникает жажда. Из жажды в
качестве необходимого условия возникает цепляние. Из цепляния
в качестве необходимого условия возникает приход к становлению.
Из прихода к становлению в качестве необходимого условия возникает
рождение. Из рождения в качестве необходимого условия возникают
старение и смерть, печаль, стенания, боль, горе и отчаяние.
Таково происхождение всей этой груды горя и страдания.
Теперь,
при безостаточном угасании и прекращении этого самого невежества
происходит прекращение волевых формирователей. С прекращением
волевых формирователей происходит прекращение сознания. С прекращением
сознания происходит прекращение имени-и-формы. С прекращением
имени-и-формы происходит прекращение шести сфер чувств. С прекращением
шести сфер чувств происходит прекращение контакта. С прекращением
контакта происходит прекращение чувства. С прекращением чувства
происходит прекращение жажды. С прекращением жажды происходит
прекращение цепляния. С прекращением цепляния происходит прекращение
прихода к становлению. С прекращением прихода к становлению
происходит прекращение рождения. С прекращением рождения прекращаются
старение и смерть, печаль, стенания, боль, горе и отчаяние.
Таково прекращение всей этой груды горя и страдания».
|