В
Саваттхи. «Монахи, есть четыре вида питания для поддержания существ,
которые родились, и для поддержания существ, которые ищут место
для рождения. Какие четыре?
* [первый
вид – это] физическая еда – грубая или утончённая;
* второй
[вид] – контакт;
* третий
[вид] – умственное намерение;
* четвёртый
[вид] – сознание.
Таковы четыре [вида] питания для обеспечения существ, которые
родились, и для поддержания существ, которые ищут место для того,
чтобы родиться. Когда так было сказано, Достопочтенный Молия Пхаггуна
обратился к Благословенному: «Учитель, кто кормится сознанием
как [видом] питания?»
«Это
неправильный вопрос» – ответил Благословенный. «Я не говорю
«кормится». Если бы я сказал «кормится», тогда бы вопрос «Кто
кормится сознанием?» был бы верным. Но я не говорю так. Поскольку
я не говорю так, то правильный вопрос таков: «Сознание как питание
для чего?» И правильный ответ таков: «Сознание как питание для
воспроизводства будущего прихода к существованию. Когда эта
[имя-и-форма] возникает и существует, то [возникают] шесть сфер
чувств. Из шести сфер чувств как необходимого условия возникает
контакт».
«Учитель, кто делает
контакт?»
«Это
неправильный вопрос» – ответил Благословенный. «Я не говорю
«делает контакт». Если бы я сказал «делает контакт», тогда бы
вопрос «Кто делает контакт?» был бы верным. Но я не говорю так.
Поскольку я не говорю так, то правильный вопрос таков: «Из какого
необходимого условия возникает контакт?» И правильный ответ
таков: «Из шести сфер чувств как необходимого условия возникает
контакт. Из контакта как необходимого условия возникает чувство».
«Учитель, кто чувствует?»
«Это
неправильный вопрос» – ответил Благословенный. «Я не говорю
«чувствует». Если бы я сказал «чувствует», тогда бы вопрос «Кто
чувствует?» был бы верным. Но я не говорю так. Поскольку я не
говорю так, то правильный вопрос таков: «Из какого необходимого
условия возникает чувство?» И правильный ответ таков: «Из контакта
как необходимого условия возникает чувство. Из чувства как необходимого
условия возникает жажда».
«Учитель, кто жаждет?»
«Это
неправильный вопрос» – ответил Благословенный. «Я не говорю
«жаждет». Если бы я сказал «жаждет», тогда бы вопрос «Кто жаждет?»
был бы верным. Но я не говорю так. Поскольку я не говорю так,
то правильный вопрос таков: «Из какого необходимого условия
возникает жажда?» И правильный ответ таков: «Из чувства как
необходимого условия возникает жажда. Из жажды как необходимого
условия возникает цепляние».
«Учитель, кто цепляется?»
«Это
неправильный вопрос» – ответил Благословенный. «Я не говорю
«цепляется». Если бы я сказал «цепляется», тогда бы вопрос «Кто
цепляется?» был бы верным. Но я не говорю так. Поскольку я не
говорю так, то правильный вопрос таков: «Из какого необходимого
условия возникает цепляние?» И правильный ответ таков: «Из жажды
как необходимого условия возникает цепляние. Из цепляния как
необходимого условия возникает приход к существованию. Из прихода
к существованию как необходимого условия возникает рождение.
Из рождения как необходимого условия возникает старение-и-смерть,
печаль, стенание, боль, беспокойство и отчаяние. Таково возникновение
всей этой груды горя и страдания.
И
с безостаточным угасанием и прекращением шести сфер чувств происходит
прекращение контакта. С прекращением контакта происходит прекращение
чувства. С прекращением чувства происходит прекращение жажды.
С прекращением жажды происходит прекращение цепляния. С прекращением
цепляния происходит прекращение прихода к существованию. С прекращением
прихода к существованию происходит прекращение рождения. С прекращением
рождения происходит прекращение старения и смерти, печали, стенания,
боли, беспокойства и отчаяния. Таково прекращение всей этой
груды горя и страдания».
|