В
Саваттхи.
[Благословенный сказал]: Монахи, до моего просветления, когда
я всё ещё был не полностью просветлённым бодхисаттой, мысль пришла
ко мне: «Увы, этот мир попал в беду в том [смысле], что он рождается,
стареет и умирает, он прекращается и перерождается, и всё же не
понимает спасения от этого страдания, [причиняемого] старением-и-смертью.
Так когда же будет выявлено спасение от этого страдания, [причиняемого]
старением-и-смертью?
Возникновение
И тогда, монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так
что возникает старение-и-смерть? Чем обусловлено старение-и-смерть?» И тогда, монахи, через тщательно [направленное] внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда есть рождение,
то старение-и-смерть возникает. Старение-и-смерть имеет рождение
своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
рождение? Чем обусловлено рождение?» И тогда, монахи, через
тщательно [направленное] внимание, постижение посредством мудрости
возникло во мне: «Когда есть существование, то рождение возникает.
Рождение имеет существование своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
существование? Чем обусловлено существование?» И тогда, монахи,
через тщательно [направленное] внимание, постижение посредством
мудрости возникло во мне: «Когда есть цепляние, то существование
возникает. Существование имеет цепляние своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
цепляние? Чем обусловлено цепляние?» И тогда, монахи, через
тщательно [направленное] внимание, постижение посредством мудрости
возникло во мне: «Когда есть жажда, то цепляние возникает. Цепляние
имеет жажду своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
жажда? Чем обусловлена жажда?» И тогда, монахи, через тщательно
[направленное] внимание, постижение посредством мудрости возникло
во мне: «Когда есть чувство, то жажда возникает. Жажда имеет
чувство своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
чувство? Чем обусловлено чувство?» И тогда, монахи, через тщательно
[направленное] внимание, постижение посредством мудрости возникло
во мне: «Когда есть контакт, то чувство возникает. Чувство имеет
контакт своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
контакт? Чем обусловлен контакт?» И тогда, монахи, через тщательно
[направленное] внимание, постижение посредством мудрости возникло
во мне: «Когда есть шесть сфер чувств, то контакт возникает.
Контакт имеет шесть сфер чувств своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникают
шесть сфер чувств? Чем обусловлены шесть сфер чувств?» И тогда,
монахи, через тщательно [направленное] внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда есть имя-и-форма,
то шесть сфер чувств возникают. Шесть сфер чувств имеют имя-и-форму
своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
имя-и-форма? Чем обусловлена имя-и-форма?» И тогда, монахи,
через тщательно [направленное] внимание, постижение посредством
мудрости возникло во мне: «Когда есть сознание, то имя-и-форма
возникает. Имя-и-форма имеет сознание своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
сознание? Чем обусловлено сознание?» И тогда, монахи, через
тщательно [направленное] внимание, постижение посредством мудрости
возникло во мне: «Когда есть волевые формирователи, то сознание
возникает. Сознание имеет волевые формирователи своим условием».
Затем, монахи,
мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникают волевые
формирователи? Чем обусловлены волевые формирователи?» И тогда,
монахи, через тщательно [направленное] внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда есть невежество,
то волевые формирователи возникают. Волевые формирователи имеют
невежество своим условием».
Так,
* С невежеством
как условием, волевые формирователи [возникают].
*
С волевыми формирователями как условием, сознание [возникает].
*
С сознанием как условием, имя-и-форма [возникает].
*
С именем-и-формой как условием, шесть сфер чувств [возникают].
*
С шестью сферами чувств как условием, контакт [возникает].
*
С контактом как условием, чувство [возникает].
*
С чувством как условием, жажда [возникает].
*
С жаждой как условием, цепляние [возникает].
*
С цеплянием как условием, существование [возникает].
*
С существованием как условием, рождение [возникает].
*
С рождением как условием, старение-и-смерть, печаль, стенание,
боль, недовольство и отчаяние возникают.
Таково происхождение всей этой груды страданий. «Возникновение,
возникновение» – так, монахи, в отношении вещей, неслыханных
прежде, видение возникло во мне, знание, мудрость, истинное
знание и свет.
Прекращение
Затем, монахи, мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так
что не возникает старение-и-смерть? С прекращением чего происходит
прекращение старения-и-смерти?» И тогда, монахи, через тщательно
[направленное] внимание, постижение посредством мудрости возникло
во мне: «Когда нет рождения, то старение-и-смерть не возникает.
С прекращением рождения происходит прекращение старения-и-смерти».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не
возникает рождение? С прекращением чего происходит прекращение
рождения?» И тогда, монахи, через тщательно [направленное] внимание,
постижение посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет
существования, то рождение не возникает. С прекращением существования
происходит прекращение рождения».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не
возникает существование? С прекращением чего происходит прекращение
существования?» И тогда, монахи, через тщательно [направленное]
внимание, постижение посредством мудрости возникло во мне: «Когда
нет цепляния, то cуществования не возникает. С прекращением
цепляния происходит прекращение cуществования».
Затем, монахи,
мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не возникает
цепляние? С прекращением чего происходит прекращение цепляния?»
И тогда, монахи, через тщательно [направленное] внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет жажды, то цепляния
не возникает. С прекращением жажды происходит прекращение цепляния».
Затем, монахи,
мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не возникает
жажда? С прекращением чего происходит прекращение жажды?» И
тогда, монахи, через тщательно [направленное] внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет чувства, то
жажды не возникает. С прекращением чувства происходит прекращение
жажды».
Затем, монахи,
мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не возникает
чувство? С прекращением чего происходит прекращение чувства?»
И тогда, монахи, через тщательно [направленное] внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет контакта, то
чувства не возникает. С прекращением контакта происходит прекращение
чувства».
Затем, монахи,
мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не возникает
контакта? С прекращением чего происходит прекращение контакта?»
И тогда, монахи, через тщательно [направленное] внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет шести сфер
чувств, то контакта не возникает. С прекращением шести сфер
чувств происходит прекращение контакта».
Затем, монахи,
мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не возникают
шесть сфер чувств? С прекращением чего происходит прекращение
шести сфер чувств?» И тогда, монахи, через тщательно [направленное]
внимание, постижение посредством мудрости возникло во мне: «Когда
нет имени-и-формы, то шести сфер чувств не возникает. С прекращением
имени-и-формы происходит прекращение шести сфер чувств».
Затем, монахи,
мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не возникает
имя-и-форма? С прекращением чего происходит прекращение имени-и-формы?»
И тогда, монахи, через тщательно [направленное] внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет сознания, то
имени-и-формы не возникает. С прекращением сознания происходит
прекращение имени-и-формы».
Затем, монахи,
мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не возникает
сознание? С прекращением чего происходит прекращение сознания?»
И тогда, монахи, через тщательно [направленное] внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет волевых формирователей,
то сознания не возникает. С прекращением волевых формирователей
происходит прекращение сознания».
Затем, монахи,
мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не возникают
волевые формирователи? С прекращением чего происходит прекращение
волевых формирователей?» И тогда, монахи, через тщательно [направленное]
внимание, постижение посредством мудрости возникло во мне: «Когда
нет невежества, то волевых формирователей не возникает. С прекращением
невежества происходит прекращение волевых формирователей».
Так, с безостаточным
угасанием и
* прекращением
невежества происходит прекращение волевых формирователей.
*
С прекращением волевых формирователей [происходит] прекращение
сознания.
*
С прекращением сознания [происходит] прекращение имени-и-формы.
*
С прекращением имени-и-формы [происходит] прекращение шести
сфер чувств.
*
С прекращением шести сфер чувств [происходит] прекращение контакта.
*
С прекращением контакта [происходит] прекращение чувства.
*
С прекращением чувства [происходит] прекращение жажды.
*
С прекращением жажды [происходит] прекращение цепляния.
*
С прекращением цепляния [происходит] прекращение существования.
*
С прекращением существования [происходит] прекращение рождения.
*
С прекращением рождения, старение-и-смерть, печаль, стенание,
боль, недовольство и отчаяние прекращаются.
Таково прекращение всей этой груды страданий. «Прекращение,
прекращение» – так, монахи, в отношении вещей, неслыханных
прежде, видение возникло во мне, знание, мудрость, истинное
знание и свет».
|