В
Саваттхи.
[Благословенный сказал]: Монахи, до моего просветления, когда
я всё ещё был не полностью просветлённым бодхисаттой, мысль пришла
ко мне: «Увы, этот мир попал в беду в том [смысле], что он рождается,
стареет и умирает, он прекращается и перерождается, и всё же не
понимает спасения от этого страдания, [возглавляемого] старением-и-смертью.
Так когда же будет выявлено спасение от этого страдания, [возглавляемого]
старением-и-смертью?
Возникновение
И тогда, монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так
что возникает старение-и-смерть? Чем обусловлено старение-и-смерть?» И тогда, монахи, через мудрое внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда есть рождение,
то старение-и-смерть возникает. Старение-и-смерть имеет рождение
своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
рождение? Чем обусловлено рождение?» И тогда, монахи, через
мудрое внимание, постижение посредством мудрости
возникло во мне: «Когда есть существование, то рождение возникает.
Рождение имеет существование своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
существование? Чем обусловлено существование?» И тогда, монахи,
через мудрое внимание, постижение посредством
мудрости возникло во мне: «Когда есть цепляние, то существование
возникает. Существование имеет цепляние своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
цепляние? Чем обусловлено цепляние?» И тогда, монахи, через
мудрое внимание, постижение посредством мудрости
возникло во мне: «Когда есть жажда, то цепляние возникает. Цепляние
имеет жажду своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
жажда? Чем обусловлена жажда?» И тогда, монахи, через мудрое внимание, постижение посредством мудрости возникло
во мне: «Когда есть чувство, то жажда возникает. Жажда имеет
чувство своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
чувство? Чем обусловлено чувство?» И тогда, монахи, через мудрое внимание, постижение посредством мудрости возникло
во мне: «Когда есть контакт, то чувство возникает. Чувство имеет
контакт своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
контакт? Чем обусловлен контакт?» И тогда, монахи, через мудрое внимание, постижение посредством мудрости возникло
во мне: «Когда есть шесть сфер, то контакт возникает.
Контакт имеет шесть сфер своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникают
шесть сфер? Чем обусловлены шесть сфер?» И тогда,
монахи, через мудрое внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда есть имя-и-форма,
то шесть сфер возникают. Шесть сфер чувств имеют имя-и-форму
своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
имя-и-форма? Чем обусловлена имя-и-форма?» И тогда, монахи,
через мудрое внимание, постижение посредством
мудрости возникло во мне: «Когда есть сознание, то имя-и-форма
возникает. Имя-и-форма имеет сознание своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникает
сознание? Чем обусловлено сознание?» И тогда, монахи, через
мудрое внимание, постижение посредством мудрости
возникло во мне: «Когда есть формирователи, то сознание
возникает. Сознание имеет формирователи своим условием».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что наличествует, так что возникают
формирователи? Чем обусловлены формирователи?» И тогда, монахи,
через мудрое внимание, постижение посредством мудрости возникло
во мне: «Когда есть неведение, то формирователи возникают. Формирователи
имеют неведение своим условием».
Так,
* С неведением как условием, формирователи [возникают].
*
С формирователями как условием, сознание [возникает].
*
С сознанием как условием, имя-и-форма [возникает].
*
С именем-и-формой как условием, шесть сфер [возникают].
*
С шестью сферами как условием, контакт [возникает].
*
С контактом как условием, чувство [возникает].
*
С чувством как условием, жажда [возникает].
*
С жаждой как условием, цепляние [возникает].
*
С цеплянием как условием, существование [возникает].
*
С существованием как условием, рождение [возникает].
*
С рождением как условием, старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние возникают.
Таково происхождение всей этой груды страданий. «Возникновение,
возникновение» – так, монахи, в отношении вещей, неслыханных
прежде, видение возникло во мне, знание, мудрость, истинное
знание и свет.
Прекращение
Затем, монахи, мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так
что не возникает старение-и-смерть? С прекращением чего происходит
прекращение старения-и-смерти?» И тогда, монахи, через мудрое
внимание постижение посредством мудрости возникло во мне: «Когда
нет рождения, то старение-и-смерть не возникает. С прекращением
рождения происходит прекращение старения-и-смерти».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не
возникает рождение? С прекращением чего происходит прекращение
рождения?» И тогда, монахи, через мудрое внимание,
постижение посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет
существования, то рождение не возникает. С прекращением существования
происходит прекращение рождения».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не
возникает существование? С прекращением чего происходит прекращение
существования?» И тогда, монахи, через мудрое внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет цепляния, то
cуществование не возникает. С прекращением цепляния происходит
прекращение cуществования».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не
возникает цепляние? С прекращением чего происходит прекращение
цепляния?» И тогда, монахи, через мудрое внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет жажды, то цепляние
не возникает. С прекращением жажды происходит прекращение цепляния».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не
возникает жажда? С прекращением чего происходит прекращение
жажды?» И тогда, монахи, через мудрое внимание, постижение посредством
мудрости возникло во мне: «Когда нет чувства, то жажда не возникает.
С прекращением чувства происходит прекращение жажды».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не
возникает чувство? С прекращением чего происходит прекращение
чувства?» И тогда, монахи, через мудрое внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет контакта, то
чувство не возникает. С прекращением контакта происходит прекращение
чувства».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не
возникает контакт? С прекращением чего происходит прекращение
контакта?» И тогда, монахи, через мудрое внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет шести сфер,
то контакт не возникает. С прекращением шести сфер происходит
прекращение контакта».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не
возникают шесть сфер? С прекращением чего происходит прекращение
шести сфер?» И тогда, монахи, через мудрое внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет имени-и-формы,
шесть сфер чувств не возникают. С прекращением имени-и-формы
происходит прекращение шести сфер».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не
возникает имя-и-форма? С прекращением чего происходит прекращение
имени-и-формы?» И тогда, монахи, через мудрое внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет сознания, то
имя-и-форма не возникает. С прекращением сознания происходит
прекращение имени-и-формы».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не
возникает сознание? С прекращением чего происходит прекращение
сознания?» И тогда, монахи, через мудрое внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет формирователей,
то сознание не возникает. С прекращением формирователей происходит
прекращение сознания».
Затем,
монахи, мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не
возникают формирователи? С прекращением чего происходит прекращение
формирователей?» И тогда, монахи, через мудрое внимание, постижение
посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет неведения,
то формирователи не возникают. С прекращением неведения происходит
прекращение формирователей».
Так, с безостаточным
угасанием и
* прекращением неведения происходит прекращение формирователей.
*
С прекращением формирователей [происходит] прекращение
сознания.
*
С прекращением сознания [происходит] прекращение имени-и-формы.
*
С прекращением имени-и-формы [происходит] прекращение шести сфер.
*
С прекращением шести сфер [происходит] прекращение контакта.
*
С прекращением контакта [происходит] прекращение чувства.
*
С прекращением чувства [происходит] прекращение жажды.
*
С прекращением жажды [происходит] прекращение цепляния.
*
С прекращением цепляния [происходит] прекращение существования.
*
С прекращением существования [происходит] прекращение рождения.
*
С прекращением рождения, старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние прекращаются.
Таково прекращение всей этой груды страданий. «Прекращение,
прекращение» – так, монахи, в отношении вещей, неслыханных
прежде, видение возникло во мне, знание, мудрость, истинное
знание и свет».
|