Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Сану-сутта: Сану
СН 10.5

 
редакция перевода: 30.03.2024
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 307"

Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. И в то время у одной мирянки был сын по имени Сану, который был одержим яккхой1. И тогда та мирянка, рыдая, произнесла следующие строфы:

«С тем, кто ведёт жизнь святую,
Кто соблюдает Упосатхи дни,
С факторов полной восьмёркой
На день четырнадцатый иль пятнадцатый,
Или восьмой, как пройдут две недели,
Или во время особых периодов,
Яккхи не могут играться —
Слышала я от архатов.
Но вот сейчас, как я вижу сама,
Яккхи играются с Сану».

[Яккха, овладевший Сану]:
«Тот, кто ведёт жизнь святую,
Кто соблюдает Упосатхи дни,
С факторов полной восьмёркой
На день четырнадцатый иль пятнадцатый,
Или восьмой, как пройдут две недели,
Или во время особых периодов,
Яккхи не могут играться —
Слушала верно архатов.

И когда Сану очнётся,
[Сразу] поведай ему
Яккхов сие предписание:
Плохого поступка не делай
Прилюдно и в частном порядке.

А если свершишь сей поступок
Иль в данный момент совершаешь, —
Тебе не уйти от страданий —
Сбежать, улететь не удастся».

[Сану]2:
«Люди плачут, мама, по мёртвым
И живым, коих [больше] не видят.
Видишь, мама, [ещё] я живой,
Так зачем же по мне тогда плакать?»

[Мать]:
«Люди плачут, о сын мой, по мёртвым
И живым, коих [больше] не видят;
Но когда вдруг домой кто вернулся,
Хоть оставил и чувств наслаждения,
По нему тогда тоже рыдают,
Ведь он жив, но по сути скончался3.

Ты из углей горячих ведь вышел,
В них опять погрузиться желаешь.
Из горящего ада ты вышел,
В ад опять погрузиться желаешь.

Так беги, пожелаю удачи!
Грусть свою на кого изливаем?
Хоть и был ты спасён из огня,
Хочешь [в нём же] сгорать ты опять».4




1 Бодхи: Предысторию рассказывает Комментарий, а также её можно найти в Комментарии на Дхаммападу (Дхм-а IV 18-25). Сану был преданным саманерой (монахом с младшим посвящением), который по достижении зрелости разочаровался ведением монашеской жизни, вернулся домой и намеревался расстричься. Его мать сказала, чтобы он хорошо обдумал своё решение, а сама пошла готовить для него обед. В это время яккха — его мать из прошлой жизни, которая также не хотела, чтобы он снял монашеские обеты, — вселилась в него, из-за чего тот упал в припадке, закатив глаза, и стал кататься по земле с пеной изо рта. Когда мать вернулась в комнату, она увидела его в этом состоянии.

2 Бодхи: В этот момент яккха отпустила Сану, тот очнулся, не осознавая того, что произошло.

3 Бодхи: См. СН 20.10: «Это, монахи, называется смертью в Дисциплине Благородных: когда кто-либо оставляет [монашескую] тренировку и возвращается к низшей жизни [мирянина]».

4 SV: Согласно Комментарию, Сану всё же решил не расстригаться, получил высшее монашеское посвящение (бхиккху) и смог быстро достичь арахантства. Он стал великим проповедником и дожил до 120 лет.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.