Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в стране Вадджей,
в Уккачеле на берегу реки Ганги. Там он обратился к монахам
так:
– Монахи!
–
Уважаемый, – ответили они.
Благословенный сказал следующее:
–
Монахи, как-то раз в Магадхе жил один глупый пастух, который
в последний месяц сезона дождей, осенью, не изучив ближнего
берега или дальнего берега реки Ганги, повёл своё стадо в
стране Видехов1
на другой берег в том месте, где не было брода. И тогда посреди
реки стадо сбилось в кучу, из-за чего повстречало беду и несчастье.
И почему? Потому что глупый пастух из Магадхи в последний
месяц сезона дождей, осенью, не изучив ближнего берега или
дальнего берега реки Ганги, повёл своё стадо в стране Видехов
на другой берег в том месте, где не было брода.
Точно
так же, монахи, что касается тех жрецов и отшельников, которые
являются неумелыми в этом мире и в другом мире, неумелыми
в царстве Мары и в том, что лежит вне царства Мары, неумелыми
в царстве Смерти и в том, что лежит вне царства Смерти, –
это приведёт к вреду и страданию на долгое время тех, кто
верит им и думает, что их следует слушать.
Монахи,
как-то раз в Магадхе жил один мудрый пастух, который в последний
месяц сезона дождей, осенью, изучив ближний берег или дальний
берег реки Ганги, повёл своё стадо в стране Видехов на другой
берег в том месте, где был брод. Он сделал так, чтобы быки,
которые являются отцами и вожаками стада, пошли первыми, и
они боролись с потоком Ганги и перебрались в благополучии
на дальний берег. Он сделал так, чтобы сильные быки и те,
которых нужно приручить, пошли следующими, и они также боролись
с потоком Ганги и перебрались в благополучии на дальний берег.
Он сделал так, чтобы тёлки и телята пошли следующими, и они
также боролись с потоком Ганги и перебрались в благополучии
на дальний берег. Он сделал так, чтобы молодые телята и хилые
коровы пошли следующими, и они также боролись с потоком Ганги
и перебрались в благополучии на дальний берег. И в то время
был один новорождённый телёнок, и, подталкиваемый мычанием
матери, он также боролся с потоком Ганги и перебрался в благополучии
на дальний берег. И почему так произошло? Потому что мудрый
пастух из Магадхи в последний месяц сезона дождей, осенью,
изучив ближний берег или дальний берег реки Ганги, повёл своё
стадо в стране Видехов на другой берег в том месте, где был
брод.
Точно так же, монахи, что касается тех жрецов и отшельников, которые
являются умелыми в этом мире и в другом мире, умелыми в царстве
Мары и в том, что лежит вне царства Мары, умелыми в царстве
Смерти и в том, что лежит вне царства Смерти, – это приведёт
к благополучию и счастью на долгое время тех, кто верит им
и думает, что их следует слушать.
Монахи,
подобно тому как быки, которые являются отцами и вожаками
стада, боролись с потоком Ганги и перебрались в благополучии
на дальний берег, – точно так же те монахи, которые являются
арахантами с уничтоженными пятнами [загрязнений ума], которые
прожили святую жизнь, сделали то, что следовало сделать, сбросили
тяжкий груз, достигли своей цели, уничтожили путы существования
и полностью освободились посредством окончательного знания,
– борясь против потока Мары, они в благополучии перебрались
на дальний берег.
Подобно
тому, как сильные быки и те, которых нужно приручить, боролись
с потоком Ганги и перебрались в благополучии на дальний берег,
– точно так же и те монахи, которые с уничтожением пяти низших
оков появятся спонтанно [в мире Чистых обителей], где достигнут
окончательной ниббаны, никогда более не возвращаясь из того
мира [обратно в этот], – борясь против потока Мары, они в
благополучии переберутся на дальний берег.
Подобно
тому, как тёлки и телята боролись с потоком Ганги и перебрались
в благополучии на дальний берег, – точно так же и те монахи,
которые с уничтожением трёх [низших] оков и с ослаблением
жажды, злобы, заблуждения, являются однажды-возвращающимися,
которые вернутся в этот мир лишь один раз и положат конец
страданиям, – борясь против потока Мары, они также в благополучии
переберутся на дальний берег.
Подобно
тому, как молодые телята и хилые коровы боролись с потоком
Ганги и перебрались в благополучии на дальний берег, – точно
так же и те монахи, которые с уничтожением трёх [низших] оков
являются вступившими в поток, более не подверженными погибели
нижних миров, утверждёнными [в своей участи освободиться],
направляющимися к просветлению, – борясь против потока Мары,
они также в благополучии переберутся на дальний берег.
Подобно
тому, как тот новорождённый телёнок, подталкиваемый мычанием
матери, также боролся с потоком Ганги и перебрался в благополучии
на дальний берег, – точно так же и те монахи, которые являются
идущими-за-счёт-Дхаммы и идущими-за-счёт-веры, – борясь против
потока Мары, они также в благополучии переберутся на дальний
берег2.
Монахи,
я умелый в этом мире и в другом мире, умелый в царстве Мары
и в том, что лежит вне царства Мары, умелый в царстве Смерти
и в том, что лежит вне царства Смерти. Это приведёт к благополучию
и счастью на долгое время тех, кто верит мне и думает, что
меня следует слушать.
Так сказал Благословенный. Когда Счастливейший сказал так,
[он], Учитель, далее добавил:
Мир этот, как и мир, что будет после,
Был [объяснён], расписан тем, кто знает.
А также то, куда добраться может Мара,
И то, что лежит вне пределов смерти.
Весь мир всецело зная напрямую,
Он, Просветлённый, тот, кто понимает, –
В бессмертное ворота распахнул он,
Ниббаны чтоб сохранности достигнуть.
Борьба с потоком Мары происходит:
Течение закрыто, трос отрезан.
Решительно возрадуйтесь, монахи,
Свои сердца к спасению направьте.