Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Четокхила-сутта: Умственное бесплодие
МН 16

 
редакция перевода: 28.10.2020
Перевод с английского: SV

источник:
"Majjhima Nikaya by Nyanamoli & Bodhi, p. 194"

Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так:
– Монахи!
– Уважаемый, – ответили они.
Благословенный сказал следующее:
– Монахи, не может быть такого, чтобы какой-либо монах, не отбросивший пяти видов умственного бесплодия и не отрезавший пяти видов подневольности ума, мог бы прийти к росту, возрастанию, исполнению в этой Дхамме и Винае.

Пять видов умственного бесплодия

И каковы, монахи, пять видов умственного бесплодия, которые он не отбросил?
Вот монах сомневается, неуверен, не имеет доверия, не определился в отношении Учителя, и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию – это первый вид умственного бесплодия, который он не отбросил.
Далее, монах сомневается… в отношении Дхаммы… это второй вид умственного бесплодия, который он не отбросил.
Далее, монах сомневается… в отношении Сангхи… это третий вид умственного бесплодия, который он не отбросил.
Далее, монах сомневается… в отношении тренировки… это четвёртый вид умственного бесплодия, который он не отбросил.
Далее, монах недоволен и зол на своих товарищей по святой жизни, он обидчив и груб по отношению к ним, и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию – это пятый вид умственного бесплодия, который он не отбросил.
Таковы пять видов умственного бесплодия, которые он не отбросил.

Пять видов подневольности ума

И каковы, монахи, пять видов подневольности ума, которые он не отрезал?
Вот, монах не лишён жажды, желания, любви, потребности, страсти и влечения к чувственным удовольствиям, и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию – это первый вид подневольности ума, которую он не отрезал.
Далее, монах не лишён жажды, желания, любви, потребности, страсти и влечения к телу… это второй вид подневольности ума, которую он не отрезал.
Далее, монах не лишён жажды, желания, любви, потребности, страсти и влечения к форме… это третий вид подневольности ума, которую он не отрезал.
Далее, монах ест столько, сколько хочет, пока его живот не наполнится, и поддаётся удовольствию отдыха, удовольствию лени, удовольствию сна, и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию – это четвёртый вид подневольности ума, которую он не отрезал.
Далее, монах ведёт святую жизнь ради [перерождения в] той или иной группе божеств, думая: «Благодаря этому нравственному поведению, [соблюдению] предписаний, аскезе, святой жизни, я буду дэвом или одним из [тех, кто числится в свите] дэвов», и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию – это пятый вид подневольности ума, которую он не отрезал.
Таковы пять видов подневольности ума, которые он не отрезал. Монахи, не может быть такого, чтобы какой-либо монах, не отбросивший этих пяти видов умственного бесплодия и не отрезавший этих пяти видов подневольности ума, мог бы прийти к росту, возрастанию, исполнению в этой Дхамме и Винае.
Монахи, может быть так, что какой-либо монах, отбросивший пять видов умственного бесплодия и отрезавший пять видов подневольности ума, сможет прийти к росту, возрастанию, исполнению в этой Дхамме и Винае.

Отбрасывание умственного бесплодия

И каковы, монахи, пять видов умственного бесплодия, которые он отбросил?
Вот монах не сомневается, не неуверен, не имеет недоверия, не является неопределившимся в отношении Учителя, и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию –– это первый вид умственного бесплодия, который был отброшен им.
Далее, монах не сомневается… в отношении Дхаммы… Сангхи… тренировки…
Далее, монах не является недовольным и злым на своих товарищей по святой жизни, он не обидчив и не груб по отношению к ним, и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию – это пятый вид умственного бесплодия, который был отброшен им.
Таковы пять видов умственного бесплодия, которые он отбросил.

Отбрасывание подневольности ума

И каковы, монахи, пять видов подневольности ума, которые он отрезал?
Вот монах лишён жажды, желания, любви, потребности, страсти и влечения к чувственным удовольствиям, и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию – это первый вид подневольности ума, которую он отрезал.
Далее, монах лишён жажды… к телу… к форме…
Далее, монах не ест столько, сколько хочет, пока его живот не наполнится, и не поддаётся удовольствию отдыха, удовольствию лени, удовольствию сна, и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию – это четвёртый вид подневольности ума, которую он отрезал.
Далее, монах не ведёт святую жизнь ради [перерождения в] той или иной группе божеств… Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию – это пятый вид подневольности ума, которую он отрезал.
Таковы пять видов подневольности ума, которые он отрезал.

Четыре основы сверхъестественных сил

Монахи, может быть так, что какой-либо монах, отбросивший эти пять видов умственного бесплодия и отрезавший эти пять видов подневольности ума, сможет прийти к росту, возрастанию, исполнению в этой Дхамме и Винае.
Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за желания и формирователей старания.
Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за усердия и формирователей старания.
Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за ума и формирователей старания.
Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за исследования и формирователей старания.
И воодушевление является пятым1.
Монах, который обладает пятнадцатью факторами2, включая воодушевление, способен вырваться, способен на просветление, способен достичь непревзойдённой защиты от подневольности.
Представьте курицу с восемью, десятью или двенадцатью яйцами, которые она бы укрыла, высидела, взрастила правильным образом. Даже если такого желания не возникло бы в ней: «Ох, пусть мои цыплята пробьют скорлупки остриями своих когтей и клювов и благополучно вылупятся!» – всё равно цыплята способны пробить скорлупки остриями своих когтей и клювов и благополучно вылупиться. Точно также, монах, который обладает пятнадцатью факторами, включая воодушевление, способен вырваться, способен на просветление, способен достичь непревзойдённой защиты от подневольности.

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.




1 SV: Пояснения насчёт основ сверхъестественных сил см. в СН 51. Комментарий утверждает, что воодушевление (уссолхи) – это усердие, которое используется везде.

2 SV: Десять негативных факторов, перечисленных в сутте (точнее, варианты их отбрасывания), а также эти пять позитивных факторов, связанных с развитием сверхъестественных сил.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.