Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Раджагахе, в Бамбуковой
роще, в Беличьем Святилище. И тогда, вечером, достопочтенный
Сарипутта вышел из медитации и отправился к Благословенному.
Поклонившись ему, он сел рядом. Затем Благословенный сказал
ему:
«Сарипутта,
твои способности чисты. Цвет твоей кожи чистый и яркий. Сарипутта,
в каком пребывании сейчас ты часто пребываешь?»
«Уважаемый,
я часто пребываю в пустотности».
«Хорошо,
хорошо, Сарипутта! Воистину, сейчас ты часто пребываешь в
пребывании великого человека. Ведь это пребывание великого
человека, то есть, пустотность.
Сарипутта,
если монах пожелает: «Пусть я сейчас буду часто пребывать
в пустотности» – то ему следует рассуждать так: «По дороге,
по которой я шёл в деревню за подаяниями, или же в месте,
где я ходил собирать подаяния, или же по дороге, по которой
я возвращался с хождения за подаяниями, было ли какое-либо
желание, страсть, злоба, заблуждение, или же отвращение в
моём уме по отношению к формам, познаваемым глазом?» Если,
пересматривая так, он знает: «По дороге… было желание, страсть,
злоба, заблуждение, или же отвращение в моём уме по отношению
к формам, познаваемым глазом» – то ему следует приложить усилие
для отбрасывания этих плохих неблагих состояний. Но если,
пересматривая, он знает: «По дороге… не было желания… отвращения…»
– то он может пребывать счастливым и радостным, тренируясь
день и ночь в благих состояниях.
Далее,
Сарипутта, монаху следует рассуждать так: «По дороге… было
ли какое-либо желание, страсть, злоба, заблуждение, или же
отвращение в моём уме по отношению к звукам, познаваемым ухом…
запахам, познаваемым носом… вкусам, познаваемым языком… осязаемым
вещам, познаваемым телом… умственным феноменам, познаваемым
умом?» Если, пересматривая так, он знает: «По дороге… было
желание, страсть, злоба, заблуждение, или же отвращение в
моём уме по отношению к умственным феноменам, познаваемым
умом» – то ему следует приложить усилие для отбрасывания этих
плохих неблагих состояний. Но если, пересматривая, он знает:
«По дороге… не было желания… отвращения…» – то он может пребывать
счастливым и радостным, тренируясь день и ночь в благих состояниях.
Далее,
Сарипутта, монаху следует рассуждать так: «Отброшены ли во
мне пять нитей чувственного удовольствия?» Если, пересматривая,
он знает: «Пять нитей чувственного удовольствия не отброшены
во мне» – то ему следует приложить усилие для отбрасывания
этих пяти нитей чувственного удовольствия. Но если, пересматривая,
он знает: «Пять нитей чувственного удовольствия отброшены
во мне» – то он может пребывать счастливым и радостным, тренируясь
день и ночь в благих состояниях.
Далее,
Сарипутта, монаху следует рассуждать так: «Отброшены ли во
мне пять помех?» Если, пересматривая, он знает: «Пять помех
не отброшены во мне» – то ему следует приложить усилие для
отбрасывания этих пяти помех. Но если, пересматривая, он знает:
«Пять помех отброшены во мне» – то он может пребывать счастливым
и радостным, тренируясь день и ночь в благих состояниях.
Далее,
Сарипутта, монаху следует рассуждать так: «Поняты ли полностью
мной пять совокупностей, подверженных цеплянию?» Если, пересматривая,
он знает: «Пять совокупностей, подверженные цеплянию, не полностью
поняты мной» – то ему следует приложить усилие, чтобы полностью
понять эти пять совокупностей, подверженных цеплянию. Но если,
пересматривая, он знает: «Пять совокупностей, подверженные
цеплянию, полностью поняты мной» – то он может пребывать счастливым
и радостным, тренируясь день и ночь в благих состояниях.
Далее,
Сарипутта, монаху следует рассуждать так: «Развиты ли во мне
четыре основы осознанности? Если, пересматривая, он знает:
«Четыре основы осознанности не развиты во мне» – то ему следует
приложить усилие, чтобы развить эти четыре основы осознанности.
Но если, пересматривая, он знает: «Четыре основы осознанности
развиты во мне» – то он может пребывать счастливым и радостным,
тренируясь день и ночь в благих состояниях.
Далее,
Сарипутта, монаху следует рассуждать так: «Развиты ли во мне
четыре вида правильного старания?... четыре основы сверхъестественной
силы?... пять сил?... пять качеств?... семь факторов просветления?...
Благородный Восьмеричный Путь?... успокоение и прозрение?»
Если, пересматривая, он знает: «… не развиты во мне» – то
ему следует приложить усилие, чтобы развить... Но если, пересматривая,
он знает: «…развиты во мне» – то он может пребывать счастливым
и радостным, тренируясь день и ночь в благих состояниях.
Далее,
Сарипутта, монаху следует рассуждать так: «Реализованы ли
мной истинное знание и освобождение?» Если, пересматривая,
он знает: «Истинное знание и освобождение не реализованы мной»
– то ему следует приложить усилие, чтобы реализовать истинное
знание и освобождение. Но если, пересматривая, он знает: «Истинное
знание и освобождение реализованы мной» – то он может пребывать
счастливым и радостным, тренируясь день и ночь в благих состояниях.
Сарипутта,
любые жрецы и отшельники в прошлом, которые очищали свою еду,
полученную с подаяний, делали так, постоянно пересматривая
подобным образом. Любые жрецы и отшельники в будущем, которые
будут очищать свою еду, полученную с подаяний, будут делать
так, постоянно пересматривая подобным образом. Любые жрецы
и отшельники в настоящем, которые очищают свою еду, полученную
с подаяний, делают так, постоянно пересматривая подобным образом.
Поэтому, Сарипутта, вот как вы должны тренироваться: «Мы будем
очищать нашу еду, полученную с подаяний, постоянно пересматривая
подобным образом».
Так сказал
Благословенный. Достопочтенный Сарипутта был доволен и восхитился
словами Благословенного.