Так
я слышал. Однажды достопочтенный Махамоггаллана проживал в стране
Бхаггов возле Сунсумарагиры, роще Бхесакалы, в Оленьем парке.
Там он обратился к монахам так:
«Друзья монахи!»
«Друг»,
– ответили они.
Достопочтенный Махамоггаллана сказал:
«Друзья,
хотя монах просит так: «Пусть достопочтенные делают мне замечания,
мне нужно, чтобы достопочтенные делали мне замечания» – всё
же, если ему трудно делать замечания, и [если] он обладает
качествами, из-за которых ему трудно делать замечания, если
он нетерпелив и не следует наставлениям подобающе, то тогда
его товарищам по святой жизни не следует делать ему замечания,
наставлять его. Они считают его тем, кому нельзя доверять.
И из-за
каких [его] качеств ему трудно делать замечания?
Вот
монах имеет порочные желания и одолеваем порочными желаниями1.
Из-за этого качества ему трудно делать замечания.
Далее, монах восхваляет себя и принижает других…
Далее, монах злой и одолеваем злостью…
Далее, монах злой и негодующий из-за злости…
Далее, монах злой и упрямый из-за злости…
Далее, монах злой и говорит слова, граничащие со злостью…
Далее, монаха упрекают, и он противится тому, кто его упрекает…
Далее, монаха упрекают, и он клевещет на того, кто его упрекает…
Далее, монаха упрекают, и он упрекает упрекающего в ответ…
Далее, монаха упрекают, и он увиливает, уходит от разговора,
проявляет злобу, ненависть и горечь…
Далее, монаха упрекают, и он не признаёт своего
[неблагого] поведения2…
Далее, монах надменный и кичливый…
Далее, монах завистливый и скупой…
Далее, монах неискренний и лживый…
Далее, монах упрямый и высокомерный…
Далее, монах придерживается своих собственных воззрений, прочно
за них держится и оставляет их с трудом. Из-за этого качества
ему трудно делать замечания.
Друзья,
эти называются качествами, из-за которых ему трудно делать
замечания.
Друзья,
хотя монах не просит так: «Пусть достопочтенные делают мне
замечания, мне нужно, чтобы достопочтенные делали мне замечания» – всё же, если ему легко делать замечания, и [если] он обладает
качествами, из-за которых ему легко делать замечания, если
он терпелив и следует наставлениям подобающе, то тогда его
товарищам по святой жизни следует делать ему замечания, наставлять
его. Они считают его тем, кому можно доверять.
И из-за
каких [его] качеств ему легко делать замечания?
Вот у
монаха нет порочных желаний, и он не одолеваем порочными желаниями.
Из-за этого качества ему легко делать замечания.
Далее, монах не восхваляет себя и не принижает других…
Далее, монах не злой и не позволяет злобе одолеть его…
Далее, монах не злой и не негодующий из-за злости…
Далее, монах не злой и не упрямый из-за злости…
Далее, монах не злой и не говорит слов, граничащих со злостью…
Далее, монаха упрекают, и он не противится тому, кто его упрекает…
Далее, монаха упрекают, и он не клевещет на того, кто его
упрекает…
Далее, монаха упрекают, и он не упрекает упрекающего в ответ…
Далее, монаха упрекают, и он не увиливает, не уходит от разговора,
не проявляет злобу, ненависть и горечь…
Далее, монаха упрекают, и он не отказывается признавать своё
[неблагое] поведение…
Далее, монах не надменный и не кичливый…
Далее, монах не завистливый и не скупой…
Далее, монах не неискренний и не лживый…
Далее, монах не упрямый и не высокомерный…
Далее, монах не придерживается своих собственных воззрений,
не держится за них прочно, оставляет их с лёгкостью. Из-за
этого качества ему легко делать замечания.
Друзья,
эти называются качествами, из-за которых ему легко делать
замечания.
И теперь,
друзья, монаху следует сделать умозаключение в отношении себя
таким образом:
«Тот,
у кого порочные желания, и кто одолеваем порочными желаниями,
– не мил и не приятен мне. Если бы у меня были порочные желания,
если бы я был одолеваем порочными желаниями, то я был бы не
мил и не приятен другим». Монах, который знает это, должен
побудить свой ум следующим образом: «У меня не будет порочных
желаний, я не буду одолеваем порочными желаниями».
«Тот,
кто восхваляет себя и принижает других… придерживается своих
собственных воззрений, прочно за них держится, и оставляет
их с трудом – не мил и не приятен мне. Если бы я придерживался
своих собственных воззрений... то я был бы не мил и не приятен
другим». Монах, который знает это, должен побудить свой ум
следующим образом: «Я не буду придерживаться своих собственных
воззрений, не буду прочно за них держаться и буду оставлять
их с лёгкостью».
И
теперь, друзья, монаху следует пересматривать себя таким образом:
«Есть ли у меня порочные желания, одолеваем ли я порочными
желаниями?» Если, когда он пересматривает так, он знает: «У
меня есть порочные желания, я одолеваем порочными желаниями»,
то тогда ему следует приложить усилие к оставлению этих плохих,
неблагих состояний. Но если, когда он пересматривает так,
он знает: «У меня нет порочных желаний, я не одолеваем порочными
желаниями» – то тогда он может пребывать счастливым и радостным,
тренируясь день и ночь в благих состояниях.
Далее,
монаху следует пересматривать себя таким образом: «Восхваляю
ли я себя и принижаю ли других?... придерживаюсь ли своих
собственных воззрений, прочно ли за них держусь, и оставляю
ли их с трудом?» Если, когда он пересматривает так, он знает…
следует приложить усилие к оставлению этих плохих, неблагих
состояний. Но если, когда он пересматривает так, он знает…
день и ночь в благих состояниях.
Друзья,
когда монах пересматривает себя таким образом, то если он
видит, что эти плохие, неблагие состояния не все отброшены
в нём, то тогда ему следует приложить усилие к отбрасыванию
их всех. Но если, когда он пересматривает себя так, он видит,
что они все отброшены в нём, то тогда он может пребывать счастливым
и радостным, тренируясь день и ночь в благих состояниях3.
Подобно
мужчине или женщине – юной, молодой, которой нравятся украшения,
которая изучает отражение своего лица в ярком чистом зеркале
или в чаше с чистой водой, – если она увидит грязь или пятно
на нём, она постарается устранить его. Если она не увидит
ни грязи, ни пятна на нём, она будет рада: «Как прекрасно,
что оно чистое!» Точно так же, когда монах пересматривает
сам себя таким образом… может пребывать счастливым и радостным,
тренируясь день и ночь в благих состояниях».
Так сказал достопочтенный Махамоггаллана. Монахи были довольны
и восхитились словами достопочтенного Махамоггалланы.