Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще
Джеты, в парке Анатхапиндики. Там Благословенный обратился к
монахам так: «Монахи!»
«Уважаемый»
– ответили они. Благословенный сказал следующее:
«Монахи,
я научу вас сводке и изложению [под названием] «Тот, кто обрёл
одну прекрасную ночь». Слушайте внимательно то, о чём я буду
говорить».
«Да,
уважаемый» – ответили монахи. Благословенный сказал следующее:
«Пусть прошлое в себе не пробуждает,
Будущих ожиданий пусть не строит.
Ведь прошлое оставлено уж было,
А будущее не пришло ещё.
Но вместо этого прозрением пусть видит
Сейчас возникшее любое состояние.
Пусть знает это, пусть уверен будет в этом
Неколебимым и неодолимым.
Старание нужно прилагать уже сейчас,
Кто знает, может завтра смерть придёт?
C [Владыкой] Смерти торговаться ты не сможешь,
Чтоб самого его сдержать иль армии его.
Но кто сим способом в старании пребывает,
И днём и ночью непреклонен когда в этом –
То говорят о нём, что он мудрец спокойный,
Кто одну ночь прекрасную обрёл».
И каким образом, монахи, человек пробуждает
прошлое? Вот некий человек лелеет наслаждение в этом, думая:
«У меня была такая-то материальная форма в прошлом»1.
Он лелеет наслаждение в этом, думая: «У меня было такое-то
чувство в прошлом… такое-то восприятие в прошлом… такие-то
формации [ума] в прошлом… такое-то сознание в прошлом». Вот
как он пробуждает прошлое.
И
каким образом, монахи, человек не пробуждает прошлое? Вот
некий человек не лелеет наслаждения в этом, думая: «У меня
была такая материальная форма в прошлом… сознание в прошлом».
Вот как он не пробуждает прошлое2.
И
каким образом, монахи, человек строит будущие ожидания? Вот
некий человек лелеет наслаждение в этом, думая: «Пусть у меня
будет такая-то материальная форма в будущем!» Он лелеет наслаждение
в этом, думая: «Пусть у меня будет такое-то чувство в будущем…
такое-то восприятие в будущем… такие-то формации в будущем…
такое-то сознание в будущем!» Вот как он строит будущие ожидания.
И
каким образом, монахи, человек не строит будущих ожиданий?
Вот некий человек не лелеет наслаждения в этом, думая: «Пусть
у меня будет такая-то материальная форма в будущем!… сознание
в будущем!» Вот как он не строит будущих ожиданий.
И
каким образом, монахи, человек побеждён в отношении возникших
в данный момент состояний? Вот, монахи, необученный заурядный
человек, который не уважает Благородных, неумелый и нетренированный
в их Дхамме, который не уважает чистых людей, неумелый и нетренированный
в их Дхамме, считает что
* материальная форма – это «я»; или что
* «я»
владеет материальной формой; или что
*
материальная форма находится внутри «я»; или что
*
«я» находится в материальной форме.
Он считает, что чувство… восприятие… формации [ума]... сознание
– это «я»; или что «я» владеет сознанием; или что сознание
находится внутри «я»; или что «я» находится в сознании. Вот
как он побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.
И
каким образом, монахи, человек неодолим в отношении возникших
в данный момент состояний? Вот, монахи, хорошо обученный благородный
ученик, который уважает Благородных, умелый и тренированный
в их Дхамме, который уважает чистых людей, умелый и тренированный
в их Дхамме, не считает, что материальная форма – это «я»…
…или что «я» находится в сознании. Вот как он неодолим в отношении
возникших в данный момент состояний.
«Пусть
прошлое в себе не пробуждает,
…Кто одну ночь прекрасную обрёл»3.
В отношении этого так было сказано: «Монахи, я научу вас сводке
и изложению [под названием] «Тот, кто обрёл одну прекрасную
ночь».
Так
сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились
словами Благословенного.