Содержание
Несравненное поле заслуг
Осознанность
к дыханию
Созерцание
тела
Созерцание
чувств
Созерцание
ума
Созерцание
феноменов
Реализация
семи факторов просветления
Реализация истинного знания и освобождения
Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в Восточном
парке, во дворце Мигараматы вместе со многими хорошо известными
старшими учениками – достопочтенным Сарипуттой, достопочтенным
Махамоггалланой, достопочтенный Махакассапой, достопочтенным Махакаччаной,
достопочтенным Махакоттхитой, достопочтенным Махакаппиной, достопочтенным
Махачундой, достопочтенным Ануруддхой, достопочтенным Реватой,
достопочтенным Анандой и другими хорошо известными старшими учениками.
И
в то время старшие монахи обучали и наставляли новых монахов.
Некоторые старшие монахи обучали и наставляли десять монахов,
некоторые старшие монахи обучали и наставляли двадцать монахов…
тридцать… сорок монахов. И новые монахи, обученные и наставленные
старшими монахами, достигли последовательных этапов высшего
отличия.
И
в то время, на пятнадцатый день, в Упосатху, в полнолунную ночь
церемонии Павараны, Благословенный сидел под открытым небом
в окружении общины монахов. И затем, обозрев молчаливую общину
монахов, он обратился к ним так: «Монахи, я доволен этими успехами.
Мой ум доволен этими успехами. Так приложите же ещё больше усилий
к достижению того, что [ещё] не достигнуто, к выполнению того,
что [ещё] не выполнено, к осуществлению того, что [ещё] не осуществлено.
Я буду ждать здесь, в Саваттхи, до полнолуния в день Комуди
четвёртого месяца».
И
монахи в округе [Саваттхи] услышали: «Благословенный будет ждать
здесь в Саваттхи до полнолуния в день Комуди четвёртого месяца».
И монахи из округов направились в Саваттхи, чтобы повидать Благословенного.
А старшие монахи ещё более упорно обучали и наставляли молодых
монахов. Некоторые старшие монахи обучали и наставляли десять
новых монахов… двадцать… тридцать… сорок монахов. И новые монахи,
получив обучения и наставления от старших монахов, достигли
последовательных этапов высшего отличия.
И в то время, на пятнадцатый день, в Упосатху, в полнолуние
в день Комуди четвёртого месяца, Благословенный сидел под открытым
небом в окружении общины монахов. И затем, обозрев молчаливую
общину монахов, он обратился к ним так: «Монахи, это собрание
свободно от трескотни и болтовни. Оно состоит из чистейшей сердцевины.
Такова эта община монахов, таково это собрание. Таково собрание
тех, кто достоин даров, достоин гостеприимства, достоин подношений,
достоин почтительных приветствий – несравненное поле заслуг
для мира – такова эта община монахов, таково это собрание. Таково
это собрание, что малый дар, подаренный ему, становится великим;
а великий [дар] становится ещё большим. Такова эта община монахов,
таково это собрание. Такое собрание редко можно увидеть в мире
– такова эта община монахов, таково это собрание. Увидеть такое
собрание стоит того, чтобы отправиться в путешествие длиной
во много лиг с походным мешком – такова эта община монахов,
таково это собрание.
В
этой общине монахов есть монахи, которые араханты, чьи пятна
[умственных загрязнений] уничтожены, которые прожили святую
жизнь, сделали то, что следовало сделать, сбросили тяжкий груз,
достигли своей цели, уничтожили оковы существования, полностью
освободились посредством окончательного знания. Таковы монахи
в этой общине монахов.
В
этой общине монахов есть монахи, которые, с уничтожением пяти
нижних оков, [после смерти] спонтанно возникнут [в мире Чистых
обителей] и там достигнут окончательной ниббаны, никогда более
не возвращаясь из того мира [обратно в этот мир]. Таковы монахи
в этой общине монахов.
В
этой общине монахов есть монахи, которые, с уничтожением трёх
нижних оков и с ослаблением жажды, злобы и заблуждения, являются
однажды-возвращающимися, которые вернутся в этот мир лишь ещё
один раз и положат конец страданиям. Таковы монахи в этой общине
монахов.
В
этой общине монахов есть монахи, которые, с уничтожением трёх
нижних оков являются вступившими в поток, более не подвержены
погибели [низших миров], утверждены [в своей участи достичь
освобождения], направляются к просветлению. Таковы монахи в
этой общине монахов.
В
этой общине монахов есть монахи, которые пребывают, посвящая
себя развитию четырёх основ осознанности. Таковы монахи в этой
общине монахов. В этой общине монахов есть монахи, которые пребывают,
посвящая себя развитию четырёх правильных стараний... четырёх
основ сверхъестественной силы... пяти качеств... пяти сил...
семи факторов просветления... Благородного восьмеричного пути.
Таковы монахи в этой общине монахов.
В
этой общине монахов есть монахи, которые пребывают, посвящая
себя развитию доброжелательности... сострадания... сорадования...
невозмутимости... медитации на непривлекательности... восприятия
непостоянства. Таковы монахи в этой общине монахов.
В
этой общине монахов есть монахи, которые пребывают, посвящая
себя развитию осознанности к дыханию.
Монахи, когда осознанность к дыханию развита и взращена, она
приносит великий плод и благо. Когда осознанность к дыханию
развита и взращена, она исполняет четыре основы осознанности.
Когда четыре основы осознанности развиты и взращены, они исполняют
семь факторов просветления. Когда семь факторов просветления
развиты и взращены, они исполняют истинное знание и освобождение.
И
как, монахи, осознанность к дыханию развита и взращена так,
что это приносит великий плод и благо? Вот монах, уйдя в лес
или к подножью дерева, или в пустое жилище, садится. Скрестив
ноги, выпрямив тело, он устанавливает осознанность впереди.
Будучи постоянно осознанным, он вдыхает. Будучи постоянно осознанным,
он выдыхает.
–
Делая долгий вдох, он знает: «Я делаю долгий вдох»; или, делая
долгий выдох, он знает: «Я делаю долгий выдох».
– Делая короткий вдох, он знает: «Я делаю короткий вдох»; или,
делая короткий выдох, он знает: «Я делаю короткий выдох».
–
Он тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду вдыхать»; он тренируется
так: «Ощущая всё тело, я буду выдыхать».
– Он тренируется так: «Успокаивая телесную формацию, я буду
вдыхать»; он тренируется так: «Успокаивая телесную формацию,
я буду выдыхать».
– Он тренируется так: «Ощущая восторг, я буду вдыхать»; он тренируется
так: «Ощущая восторг, я буду выдыхать».
–
Он тренируется так: «Ощущая удовольствие, я буду вдыхать»; он
тренируется так: «Ощущая удовольствие, я буду выдыхать».
–
Он тренируется так: «Ощущая умственную формацию, я буду вдыхать»;
он тренируется так: «Ощущая умственную формацию, я буду выдыхать».
–
Он тренируется так: «Успокаивая умственную формацию, я буду
вдыхать»; он тренируется так: «Успокаивая умственную формацию,
я буду выдыхать».
–
Он тренируется так: «Ощущая ум, я буду вдыхать»; он тренируется
так: «Ощущая ум, я буду выдыхать».
–
Он тренируется так: «Радуя ум, я буду вдыхать»; он тренируется
так: «Радуя ум, я буду выдыхать».
– Он тренируется так: «Сосредотачивая ум, я буду вдыхать»; он
тренируется так: «Сосредотачивая ум, я буду выдыхать».
– Он тренируется так: «Освобождая ум, я буду вдыхать»; он тренируется
так: «Освобождая ум, я буду выдыхать».
– Он тренируется так: «Созерцая непостоянство, я буду вдыхать»;
он тренируется так: "Созерцая непостоянство, я буду выдыхать».
–
Он тренируется так: «Созерцая угасание, я буду вдыхать»; он
тренируется так: «Созерцая угасание, я буду выдыхать».
– Он тренируется так: «Созерцая прекращение, я буду вдыхать»;
он тренируется так: «Созерцая прекращение, я буду выдыхать».
– Он тренируется так: «Созерцая оставление, я буду вдыхать»;
он тренируется так: «Созерцая оставление, я буду выдыхать».
Вот
как, монахи, когда осознанность к дыханию развита и взращена,
это приносит великий плод и благо.
И
как, монахи, осознанность к дыханию, будучи развитой и взращенной,
исполняет четыре основы осознанности?
Каждый раз, монахи, когда монах:
– делая долгий вдох, понимает: «Я делаю долгий вдох»; или, делая
долгий выдох, понимает: «Я делаю долгий выдох»;
–
делая короткий вдох, понимает: «Я делаю короткий вдох»; или,
делая короткий выдох, понимает: «Я делаю короткий выдох»;
–
[когда он] тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду вдыхать»;
тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду выдыхать»;
–
тренируется так: «Успокаивая телесную формацию, я буду вдыхать»;
тренируется так: «Успокаивая телесную формацию, я буду выдыхать»,
то в этом случае монах пребывает в созерцании тела как тела,
будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность
и грусть к миру. Я говорю, что это определённое тело среди тел,
монахи, то есть, вдох и выдох. Вот почему в этом случае монах
пребывает в созерцании тела как тела, будучи старательным, бдительным,
осознанным, устранив алчность и грусть к миру.
Каждый раз, монахи, когда монах:
– тренируется так: «Ощущая восторг, я буду вдыхать»; тренируется
так: «Ощущая восторг, я буду выдыхать»;
–
тренируется так: «Ощущая удовольствие, я буду вдыхать»; тренируется
так: «Ощущая удовольствие, я буду выдыхать»;
–
тренируется так: «Ощущая умственную формацию, я буду вдыхать»;
тренируется так: «Ощущая умственную формацию, я буду выдыхать»;
–
тренируется так: «Успокаивая умственную формацию, я буду вдыхать»;
тренируется так: «Успокаивая умственную формацию, я буду выдыхать»,
то в этом случае монах пребывает в созерцании чувств как чувств,
будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность
и грусть к миру. Я говорю, что это определённое чувство среди
чувств, монахи, то есть, пристальное внимание к вдоху и выдоху.
Вот почему в этом случае монах пребывает в созерцании чувств
как чувств, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив
алчность и грусть к миру.
Каждый раз, монахи, когда монах:
– тренируется так: «Ощущая ум, я буду вдыхать»; тренируется
так: «Ощущая ум, я буду выдыхать»;
–
тренируется так: «Радуя ум, я буду вдыхать»; тренируется так:
«Радуя ум, я буду выдыхать»;
–
тренируется так: «Сосредотачивая ум, я буду вдыхать» тренируется
так: «Сосредотачивая ум, я буду выдыхать»;
–
тренируется так: «Освобождая ум, я буду вдыхать»; тренируется
так: «Освобождая ум, я буду выдыхать»,
то в этом случае монах пребывает в созерцании ума как ума, будучи
старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и грусть
к миру. Я не говорю, что есть развитие сосредоточения осознанности
к дыханию у того, кто забывчив, кто не бдителен. Вот почему
в этом случае монах пребывает в созерцании ума как ума, будучи
старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и грусть
к миру.
Созерцание
умственных феноменов
Каждый раз, монахи, когда монах:
– тренируется так: «Созерцая непостоянство, я буду вдыхать»;
тренируется так: «Созерцая непостоянство, я буду выдыхать»;
–
тренируется так: «Созерцая угасание, я буду вдыхать»; тренируется
так: «Созерцая угасание, я буду выдыхать»;
–
тренируется так: «Созерцая прекращение, я буду вдыхать»; тренируется
так: «Созерцая прекращение, я буду выдыхать»;
–
тренируется так: «Созерцая оставление, я буду вдыхать»; тренируется
так: «Созерцая оставление, я буду выдыхать»,
то в этом случае монах пребывает в созерцании умственных феноменов
как умственных феноменов, будучи старательным, бдительным, осознанным,
устранив алчность и грусть к миру. Увидев мудростью отбрасывание
алчности и грусти, монах является тем, кто пристально смотрит
с невозмутимостью. Вот почему в этом случае монах пребывает
в созерцании умственных феноменов как умственных феноменов,
будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность
и грусть к миру.
Монахи,
вот как осознанность к дыханию, будучи развитой и взращенной,
исполняет четыре основы осознанности.
Реализация
семи факторов просветления
И как, монахи, четыре основы осознанности, будучи развитыми
и взращенными, исполняют семь факторов просветления?
Каждый раз, монахи, когда монах пребывает в созерцании тела
как тела, будучи старательным, бдительным, осознанным, устраняя
алчность и грусть к миру – в этом случае неослабевающая осознанность
утверждается в монахе. Каждый раз, когда неослабевающая осознанность
утвердилась в монахе – в этом случае в нём возникает фактор
просветления «осознанность». Он развивает его, и благодаря развитию
он осуществляется в нём.
Пребывая столь осознанным, он изучает и исследует то состояние
мудростью, приступает к его полному изучению. Каждый раз, когда
монах, пребывая столь осознанным, изучает и исследует то состояние
мудростью, приступает к его полному изучению – в этом случае
в нём возникает фактор просветления «исследование состояний».
Он развивает его, и благодаря развитию он осуществляется в нём.
В
том, кто изучает и исследует то состояние мудростью, приступает
к его полному изучению, зарождается неослабевающее усердие.
Каждый раз, когда монах изучает и исследует то состояние мудростью,
приступает к его полному изучению, и [в нём] зарождается неустанное
усердие, – в этом случае в нём возникает фактор просветления
«усердие». Он развивает его, и благодаря развитию он осуществляется
нём.
В
том, кто зародил усердие, возникает духовный восторг. Каждый
раз, когда духовный восторг возникает в зародившем усердие монахе,
– в этом случае в нём возникает фактор просветления «восторг».
Он развивает его, и благодаря развитию он осуществляется в нём.
У того, кто восторжен, тело становится безмятежным, и ум становится
безмятежным. Каждый раз, когда тело и ум стали безмятежными
у восторженного монаха, – в этом случае в нём возникает фактор
просветления «безмятежность». Он развивает его, и благодаря
развитию он осуществляется в нём.
У того, чьё тело безмятежно и кто ощущает удовольствие, ум становится
сосредоточенным. Каждый раз, когда ум становится сосредоточенным
у монаха, чьё тело безмятежно и кто ощущает удовольствие, –
в этом случае в нём возникает фактор просветления «сосредоточение».
Он развивает его, и благодаря развитию он осуществляется в нём.
Он
пристально, с невозмутимостью, рассматривает такой сосредоточенный
ум. Каждый раз, монахи, когда монах пристально, с невозмутимостью
рассматривает такой сосредоточенный ум, – в этом случае в нём
возникает фактор просветления «невозмутимость». Он развивает
его, и благодаря развитию он осуществляется в нём.
Каждый
раз, монахи, когда монах пребывает в созерцании чувств как чувств…
ума как ума… умственных феноменов как умственных феноменов,
будучи старательным, бдительным, осознанным, устраняя алчность
и грусть в отношении мира, то в этом случае неослабевающая осознанность
утверждается в этом монахе... Каждый раз, когда неослабевающая
осознанность утвердилась в монахе – в этом случае в нём возникает
фактор просветления «осознанность»… фактор просветления «исследование
состояний»… фактор просветления «усердие»… фактор просветления
«восторг»… фактор просветления «безмятежность»… фактор просветления
«сосредоточение»… фактор просветления «невозмутимость». Он развивает
его, и благодаря развитию он осуществляется в нём.
Вот
так, монахи, четыре основы осознанности, будучи развитыми и
взращенными, исполняют семь факторов просветления.
Реализация
истинного знания и освобождения
И как, монахи, семь факторов просветления, будучи развитыми
и взращенными, исполняют истинное знание и освобождение?
Вот,
монахи, монах развивает осознанность как фактор просветления,
который поддерживается уединением, бесстрастием, прекращением
и созревает в оставлении. Он развивает исследование состояний…
усердие… восторг… безмятежность… сосредоточение… невозмутимость
как фактор просветления, который поддерживается уединением,
бесстрастием, прекращением и созревает в оставлении.
Вот
как, монахи, эти семь факторов просветления, будучи развитыми
и взращенными, исполняют истинное знание и освобождение».
Так
сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами
Благословенного1.
|