Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты,
в парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так: «Монахи!»
«Уважаемый»
– ответили они. Благословенный сказал следующее:
«Монахи,
я научу вас благородному правильному сосредоточению с его опорами
и вспомогательными средствами. Слушайте внимательно то, о чём
я буду говорить».
«Да,
уважаемый» – ответили монахи. Благословенный сказал следующее:
«И
что такое, монахи, благородное правильное сосредоточение с его
опорами и вспомогательными средствами, то есть, с правильными
воззрениями, правильным устремлением, правильной речью, правильным
действием, правильными средствами к жизни, правильным усилием
и правильной осознанностью? Единение ума, наделённое этими семью
факторами называется благородным правильным сосредоточением
с его опорами и вспомогательными средствами.
Воззрение
В этом отношении, монахи, правильное воззрение идёт первым.
И каким образом правильное воззрение идёт первым? Человек понимает
неправильное воззрение как неправильное воззрение, а правильное
воззрение как правильное воззрение: это его правильное воззрение.
И
что такое, монахи, неправильное воззрение? «Нет ничего, что
дано; нет ничего, что предложено; нет ничего, что пожертвовано.
Нет плода или результата хороших или плохих поступков. Нет этого
мира, нет следующего мира; нет отца, нет матери, нет спонтанно
рождающихся существ. Нет хороших и нравственных жрецов и отшельников
в мире, которые, сами реализовав [это своим собственным] прямым
знанием, провозгласили этот мир и другой мир». Это неправильное
воззрение.
И
что такое, монахи, правильное воззрение? Правильное воззрение,
я говорю вам, двояко. Есть правильное воззрение с пятнами [умственных
загрязнений], которое участвует в [совершении] заслуг, созревает
в обретениях; и есть правильное воззрение, которое благородное,
незапятнанное, сверхмирское, фактор пути1.
И
что такое, монахи, правильное воззрение с пятнами, которое участвует
в [совершении] заслуг, созревает в обретениях? «Есть то, что
дано; есть то, что предложено; есть то, что пожертвовано. Есть
плод и результат хороших или плохих поступков. Есть этот мир,
есть следующий мир; есть отец, есть мать, есть спонтанно рождающиеся
существа. Есть хорошие и нравственные жрецы и отшельники в мире,
которые, реализовав это сами прямым знанием, провозглашают этот
мир и другой мир». Это правильное воззрение с пятнами, которое
участвует в [совершении] заслуг, созревает в обретениях.
И что такое,
монахи, правильное воззрение, которое благородное, незапятнанное,
сверхмирское, фактор пути? Мудрость, качество мудрости, сила
мудрости, исследование состояний как фактор просветления, правильное
воззрение как фактор пути в том, чей ум благороден, чей ум незапятнан,
кто обладает благородным путём и развивает благородный путь.
Это правильное воззрение, которое благородное, незапятнанное,
сверхмирское, фактор пути.
Человек
прикладывает усилия, чтобы отбросить неправильное воззрение
и войти в правильное воззрение. Это его правильное усилие. Он
осознанно отбрасывает неправильное воззрение и осознанно входит
и пребывает в правильном воззрении. Это его правильная осознанность.
Так эти три состояния вертятся и кружатся вокруг правильного
воззрения, то есть, правильное воззрение, правильное усилие,
и правильная осознанность.
Устремление
В этом отношении, монахи, правильное воззрение идёт первым.
И каким образом правильное воззрение идёт первым? Человек понимает
неправильное устремление как неправильное устремление, а правильное
устремление как правильное устремление: это его правильное воззрение.
И что такое,
монахи, неправильное устремление? Устремление, [основанное на]
чувственном желании, устремление, [основанное на] недоброжелательности,
устремление [основанное на] жестокости. Это неправильное устремление.
И
что такое, монахи, правильное устремление? Правильное устремление,
я говорю вам, двояко. Есть правильное устремление с пятнами,
которое участвует в [совершении] заслуг, созревает в обретениях;
и есть правильное устремление, которое благородное, незапятнанное,
сверхмирское, фактор пути.
И
что такое, монахи, правильное устремление с пятнами…? Устремление,
[основанное на] отречении, устремление, [основанное на] не не-доброжелательности,
устремление, [основанное на] не-жестокости2.
Это правильное устремление с пятнами, которое участвует в [совершении]
заслуг, созревает в обретениях.
И что такое,
монахи, правильное устремление, которое благородное, незапятнанное,
сверхмирское, фактор пути? Мышление, мысль, устремление, умственная
поглощённость, умственная неподвижность, направление ума, словесная
формация в том, чей ум благороден, чей ум незапятнан, кто обладает
благородным путём и развивает благородный путь. Это правильное
устремление, которое благородное, незапятнанное, сверхмирское,
фактор пути.
Человек
прикладывает усилия, чтобы отбросить неправильное устремление
и войти в правильное устремление. Это его правильное усилие.
Он осознанно отбрасывает неправильное устремление и осознанно
входит и пребывает в правильном устремлении. Это его правильная
осознанность. Так эти три состояния вертятся и кружатся вокруг
правильного устремления, то есть, правильное воззрение, правильное
усилие, и правильная осознанность.
Речь
В этом отношении, монахи, правильное воззрение идёт первым.
И каким образом правильное воззрение идёт первым? Человек понимает
неправильную речь как неправильную речь, а правильную речь как
правильную речь: это его правильное воззрение.
И что такое,
монахи, неправильная речь? Лживая речь, злонамеренная речь,
грубая речь, пустословие. Это неправильная речь.
И что такое,
монахи, правильная речь? Правильная речь, я говорю вам, двояка.
Есть правильная речь с пятнами, которая участвует в [совершении]
заслуг, созревает в обретениях; и есть правильная речь, которая
благородная, незапятнанная, сверхмирская, фактор пути.
И что такое,
монахи, правильная речь с пятнами…? Воздержание от лживой речи,
воздержание от злонамеренной речи, воздержание от грубой речи,
воздержание от пустословия. Это правильная речь с пятнами, которая
участвует в [совершении] заслуг, созревает в обретениях.
И
что такое, монахи, правильная речь, которая благородная, незапятнанная,
сверхмирская, фактор пути? Это прекращение четырёх видов неблагого
словесного поведения, воздержание, сдерживание, отказ от них
в том, чей ум благороден, чей ум незапятнан, кто обладает благородным
путём и развивает благородный путь. Это правильная речь, которая
благородная, незапятнанная, сверхмирская, фактор пути.
Человек
прикладывает усилия, чтобы отбросить неправильную речь и войти
в правильную речь. Это его правильное усилие. Он осознанно отбрасывает
неправильную речь и осознанно входит и пребывает в правильной
речи. Это его правильная осознанность. Так эти три состояния
вертятся и кружатся вокруг правильной речи, то есть, правильное
воззрение, правильное усилие, и правильная осознанность.
Действие
В этом отношении, монахи, правильное воззрение идёт первым.
И каким образом правильное воззрение идёт первым? Человек понимает
неправильное действие как неправильное действие, а правильное
действие как правильное действие: это его правильное воззрение.
И что такое,
монахи, неправильное действие? Убийство живых существ, взятие
того, что не дано, неблагое поведение в чувственных удовольствиях.
Это неправильное действие.
И что такое,
монахи, правильное действие? Правильное действие, я говорю вам,
двояко. Есть правильное действие с пятнами, которое участвует
в [совершении] заслуг, созревает в обретениях; и есть правильное
действие, которое благородное, незапятнанное, сверхмирское,
фактор пути.
И что такое,
монахи, правильное действие с пятнами…? Воздержание от убийства
живых существ, воздержание от взятия того, что не дано, воздержание
от неблагого поведения в чувственных удовольствиях. Это правильное
действие с пятнами, которое участвует в [совершении] заслуг,
созревает в обретениях.
И
что такое, монахи, правильное действие, которое благородное,
незапятнанное, сверхмирское, фактор пути? Это прекращение трёх
видов неблагого телесного поведения, воздержание, сдерживание,
отказ от них в том, чей ум благороден, чей ум незапятнан, кто
обладает благородным путём и развивает благородный путь. Это
правильное действие, которое благородное, незапятнанное, сверхмирское,
фактор пути.
Человек
прикладывает усилия, чтобы отбросить неправильное действие и
войти в правильное действие. Это его правильное усилие. Он осознанно
отбрасывает неправильное действие и осознанно входит и пребывает
в правильном действии. Это его правильная осознанность. Так
эти три состояния вертятся и кружатся вокруг правильного действия,
то есть, правильное воззрение, правильное усилие, и правильная
осознанность.
Средства к жизни
В этом отношении, монахи, правильное воззрение идёт первым.
И каким образом правильное воззрение идёт первым? Человек понимает
неправильные средства к жизни как неправильные средства к жизни,
а правильные средства к жизни как правильные средства к жизни:
это его правильное воззрение.
И
что такое, монахи, неправильные средства к жизни? Интриги, болтовня,
намёки, преуменьшение, стремление к добыче с помощью добычи3.
Это неправильные средства к жизни.
И что такое,
монахи, правильные средства к жизни? Правильные средства к жизни,
я говорю вам, двояки. Есть правильные средства к жизни с пятнами,
которые участвуют в [совершении] заслуг, созревают в обретениях;
и есть правильные средства к жизни, которые благородные, незапятнанные,
сверхмирские, фактор пути.
И
что такое, монахи, правильные средства к жизни с пятнами…? Вот,
монахи, благородный ученик отбрасывает неправильные средства
к жизни и добывает себе на жизнь правильными средствами к жизни.
Это правильные средства к жизни с пятнами, которые участвуют
в [совершении] заслуг, созревают в обретениях.
И
что такое, монахи, правильные средства к жизни, которые благородные,
незапятнанные, сверхмирские, фактор пути? Это прекращение неправильных
средств к жизни, воздержание, сдерживание, отказ от них в том,
чей ум благороден, чей ум незапятнан, кто обладает благородным
путём и развивает благородный путь. Это правильные средства
к жизни, которые благородные, незапятнанные, сверхмирские, фактор
пути.
Человек
прикладывает усилия, чтобы отбросить неправильные средства к
жизни и войти в правильные средства к жизни. Это его правильное
усилие. Он осознанно отбрасывает неправильные средства к жизни
и осознанно входит и пребывает в правильных средствах к жизни.
Это его правильная осознанность. Так эти три состояния вертятся
и кружатся вокруг правильных средств к жизни, то есть, правильное
воззрение, правильное усилие, и правильная осознанность.
Великие сорок
В этом отношении, монахи, правильное воззрение идёт первым.
И каким образом правильное воззрение идёт первым? В ком есть
правильное воззрение, у того возникает правильное устремление.
В ком есть правильное устремление, у того возникает правильная
речь. В ком есть правильная речь, у того возникает правильное
действие. В ком есть правильное действие, у того возникают правильные
средства к жизни. В ком есть правильные средства к жизни, у
того возникает правильное усилие. В ком есть правильное усилие,
у того возникает правильная осознанность. В ком есть правильная
осознанность, у того возникает правильное сосредоточение. В
ком есть правильное сосредоточение, у того возникает правильное
знание. В ком есть правильное знание, у того возникает правильное
освобождение
Так, монахи,
путь ученика, [находящегося в процессе] высшей тренировки, обладает
восемью факторами. Арахант обладает десятью факторами.
В
этом отношении, монахи, правильное воззрение идёт первым. И
каким образом правильное воззрение идёт первым? В ком есть правильное
воззрение, у того неправильное воззрение устранено, а также
и многочисленные плохие, неблагие состояния, которые возникают,
имея своим условием неправильное воззрение, также устранены;
а многочисленные благие состояния, которые возникают, имея своим
условием правильное воззрение, достигают осуществления посредством
развития.
В ком есть правильное устремление…
В ком есть правильная речь…
В ком есть правильное действие…
В ком есть правильные средства к жизни…
В ком есть правильное усилие…
В ком есть правильная осознанность…
В ком есть правильное сосредоточение…
В ком есть правильное знание…
В ком есть правильное освобождение, у того неправильное освобождение
устранено, а также и многочисленные плохие, неблагие состояния,
которые возникают, имея своим условием неправильное освобождение,
также устранены; а многочисленные благие состояния, которые
возникают, имея своим условием правильное освобождение, достигают
осуществления посредством развития.
Так,
монахи, есть двадцать факторов на стороне благого и двадцать
факторов на стороне неблагого4.
Это наставление по Дхамме на [тему] Великих Сорока было приведено
движение и не может быть остановлено каким-либо отшельником
или жрецом, или божеством, или Марой, или Брахмой, или кем бы
то ни было в мире.
Монахи,
если какой-либо отшельник или жрец думает, что это наставление
по Дхамме на [тему] Великих Сорока следует осудить и отвергнуть,
то есть десять разумных выводов из его утверждений, которые
дают уместный повод для его критики здесь и сейчас. Если этот
почтенный стал бы осуждать правильное воззрение, то он стал
бы чтить и восхвалять тех жрецов и отшельников, которые обладают
неправильными воззрениями. Если этот почтенный стал бы осуждать
правильное устремление… …Если этот почтенный стал бы осуждать
правильное освобождение, то он стал бы чтить и восхвалять тех
жрецов и отшельников, которые обладают неправильным освобождением.
[Итак], если какой-либо отшельник или жрец думает, что эту лекцию
по Дхамме на [тему] Великих Сорока следует осудить и отвергнуть,
то есть эти десять разумных выводов из его утверждений, которые
дают уместный повод для его критики здесь и сейчас.
Монахи,
даже те двое учителей из Оккалы – Васса и Бхання – которые придерживались
доктрины беспричинности, доктрины не-делания, доктрины нигилизма,
не помыслили бы о том, что это наставление по Дхамме на [тему]
Великих Сорока следует осудить и отвергнуть. И почему? Из-за
боязни обвинения, нападок, опровержения».
Так сказал
Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.
|