Чуласиханада-сутта:
Малое наставление о львином рыке
МН 11
|
|
редакция
перевода: 05.02.2024
Перевод с английского: SV
источник:
"Majjhima Nikaya by Nyanamoli & Bodhi, p. 159"
|
|
Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще
Джеты, в парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так:
«Монахи!»
«Уважаемый»,
– ответили они.
Благословенный сказал следующее:
Львиный рык
«Монахи, только здесь есть отшельник, только
здесь – второй отшельник, только здесь – третий отшельник,
только здесь – четвёртый отшельник. Доктрины других лишены
отшельников. Вот как вам следует правильно рычать своим львиным
рыком1.
Быть
может, монахи, странники – приверженцы иных учений спросят:
«Но из-за силы какого [аргумента], или опираясь на какой авторитет,
достопочтенные говорят так?» Странникам – приверженцам иных учений, которые спросят так, следует ответить вот как: «Друзья,
четыре вещи были провозглашены нам Благословенным, который
знает и видит, который является совершенным и полностью просветлённым.
Видя их в себе, мы говорим так: «Только здесь есть отшельник,
только здесь – второй отшельник, только здесь – третий отшельник,
только здесь – четвёртый отшельник. Доктрины других лишены
отшельников». Какие четыре?
* У нас есть уверенность в Учителе.
*
У нас есть уверенность в Дхамме.
*
Мы исполнили правила поведения.
*
Наши товарищи по Дхамме милы и приятны нам, будь они мирянами
или теми, кто оставил жизнь домохозяйскую ради жизни бездомной.
Таковы четыре вещи, что были провозглашены нам Благословенным,
который знает и видит, который является совершенным и полностью
просветлённым. Видя их в себе, мы говорим так, как мы говорим.
Быть
может, монахи, те странники – приверженцы иных учений скажут
так: «Друзья, у нас тоже есть уверенность в Учителе, то есть,
в нашем Учителе. У нас тоже есть уверенность в Дхамме, то
есть, в нашей Дхамме. Мы тоже исполнили правила поведения,
то есть, наши правила поведения. Наши товарищи по Дхамме тоже
милы и приятны нам, будь они мирянами или теми, кто оставил
жизнь домохозяйскую ради жизни бездомной. Так в чём же здесь
отличие, друзья, в чём несоответствие, в чём разница между
вами и нами?»
Странникам
– приверженцам иных учений, которые спросят так, следует ответить
вот как: «Так как же, друзья, цель одна или много [разных]?»
Отвечая правильно, странники – приверженцы иных учений ответят
так: «Друзья, цель одна, а не много [разных]»2.
[Далее их следует спросить]: «Но, друзья, находится эта цель
под влиянием страсти, или же [она] лишена страсти?» Отвечая
правильно, странники – приверженцы иных учений ответят так:
«Друзья, эта цель лишена страсти, она не та, что находится
под влиянием страсти». [Далее их следует спросить]: «Но, друзья,
находится ли эта цель под влиянием злобы… заблуждения… жажды…
цепляния или же [она] лишена цепляния?» Отвечая правильно,
странники – приверженцы иных учений ответят так: «Друзья,
эта цель лишена цепляния, она не та, что находится под влиянием
цепляния».
[Далее
их следует спросить]: «Но, друзья, эта цель для того, кто
обладает видением, или для того, кто не обладает видением?»
Отвечая правильно, странники – приверженцы иных учений ответят
так: «Друзья, эта цель для того, кто обладает видением, а
не для того, кто не обладает видением». [Далее их следует
спросить]: «Но, друзья, эта цель для того, кто благоволит
и противится, или же для того, кто не благоволит и не противится?»3
Отвечая правильно, странники – приверженцы иных учений ответят
так: «Друзья, эта цель для того, кто не благоволит и не противится,
а не для того, кто благоволит и противится». [Далее их следует
спросить]: «Но, друзья, эта цель для того, кто наслаждается
и радуется разрастанию, или же для того, кто не наслаждается
и не радуется разрастанию?» Отвечая правильно, странники –
приверженцы иных учений ответят так: «Друзья, эта цель для
того, кто не наслаждается и не радуется разрастанию, а не
для того, кто наслаждается и радуется разрастанию»4.
Два воззрения
Монахи, есть эти два воззрения:
* воззрение о существовании и
*
воззрение о несуществовании.
Любые жрецы и отшельники, которые полагаются на воззрение
о существовании, принимают воззрение о существовании, соглашаются
с воззрением о существовании, выступают против воззрения о
не-существовании. Любые жрецы и отшельники, которые полагаются
на воззрение о не-существовании, принимают воззрение о не-существовании,
соглашаются с воззрением о не-существовании, выступают против
воззрения о существовании.
Любые
жрецы и отшельники, которые не понимают в соответствии с действительностью
происхождения, исчезновения, привлекательности, опасности
и спасения5
в отношении этих двух воззрений – подвержены страсти, подвержены
злобе, подвержены заблуждению, подвержены жажде, подвержены
цеплянию, не обладают видением, благоволят и противятся, наслаждаются
и радуются разрастанию. Они не освобождены от рождения, старения,
и смерти; от печали, стенания, боли, грусти и отчаяния. Они
не освобождены от страданий, я говорю вам.
Любые
жрецы и отшельники, которые понимают в соответствии с действительностью
происхождение, исчезновение, привлекательность, опасность
и спасение в отношении этих двух воззрений – не имеют страсти,
не имеют злобы, не имеют заблуждения, не имеют жажды, не имеют
цепляния, обладают видением, не благоволят и не противятся,
не наслаждаются и не радуются разрастанию. Они освобождены
от рождения, старения и смерти; от печали, стенания, боли,
грусти и отчаяния. Они освобождены от страданий, я говорю
вам.
Четыре вида цепляния
Монахи, есть эти четыре вида цепляния. Какие четыре?
* цепляние к чувственным удовольствиям;
*
цепляние к воззрениям;
*
цепляние к правилам и предписаниям;
*
цепляние к доктрине [о существовании] «я».
Хотя некоторые жрецы и отшельники заявляют об утверждении
полного понимания всех видов цепляния, [всё же] они не целиком
описывают полное понимание всех видов цепляния. Они описывают
полное понимание цепляния к чувственным удовольствиям без
описания полного понимания цепляния к воззрениям, цепляния
к правилам и предписаниям, цепляния к доктрине о «я». И почему
же? Эти почтенные жрецы и отшельники не понимают этих трёх
случаев цепляния в соответствии с действительностью. Поэтому,
несмотря на то, что они заявляют об утверждении полного понимания
всех видов цепляния, [в действительности] они описывают только
полное понимание цепляния к чувственным удовольствиям без
описания полного понимания цепляния к воззрениям, цепляния
к правилам и предписаниям, цепляния к доктрине о «я».
Хотя
некоторые жрецы и отшельники заявляют об утверждении полного
понимания всех видов цепляния, [всё же] они не полностью описывают
полное понимание всех видов цепляния. Они описывают полное
понимание цепляния к чувственным удовольствиям и полное понимание
цепляния к воззрениям, без описания полного понимания цепляния
к правилам и предписаниям, цепляния к доктрине о «я». И почему
же? Эти почтенные жрецы и отшельники не понимают этих двух
случаев цепляния в соответствии с действительностью. Поэтому,
несмотря на то что… без описания полного понимания цепляния
к правилам и предписаниям, цепляния к доктрине о «я».
Хотя
некоторые жрецы и отшельники заявляют об утверждении полного
понимания всех видов цепляния, [всё же] они не полностью описывают
полное понимание всех видов цепляния. Они описывают полное
понимание цепляния к чувственным удовольствиям, полное понимание
цепляния к воззрениям, полное понимание цепляния к правилам
и предписаниям, без описания полного понимания цепляния к
доктрине о «я». И почему же? Эти почтенные жрецы и отшельники
не понимают этого одного случая цепляния в соответствии с
действительностью. Поэтому, несмотря на то что… без описания
полного понимания цепляния к доктрине о «я»6.
Монахи,
и очевидно, что в такой [их] Дхамме и Винае уверенность в
Учителе не направлена должным образом, уверенность в Дхамме
не направлена должным образом, исполнение правил поведения
не направлено должным образом, и приязнь среди товарищей по
Дхамме не направлена должным образом. И почему же? Потому
что так оно бывает, когда Дхамма и Виная плохо провозглашены
и плохо разъяснены, не являются освобождающими, не ведут к
покою, излагаются тем, кто не полностью просветлён.
Монахи,
когда Татхагата, совершенный и полностью просветлённый, заявляет
об утверждении полного понимания всех видов цепляния, то полностью
описывает полное понимание всех видов цепляния. Он описывает
полное понимание цепляния к чувственным удовольствиям, цепляния
к воззрениям, цепляния к правилам и предписаниям, цепляния
к доктрине [о существовании] «я».
Монахи,
и очевидно, что в такой Дхамме и Винае как эта, уверенность
в Учителе направлена должным образом, уверенность в Дхамме
направлена должным образом, исполнение правил поведения направлено
должным образом, и приязнь среди товарищей по Дхамме направлена
должным образом. И почему же? Потому что так оно бывает, когда
Дхамма и Виная хорошо провозглашены и хорошо разъяснены, являются
освобождающими, ведут к покою, излагаются тем, кто полностью
просветлён.
Источник цепляний
И что эти четыре вида цепляний имеют своим источником, каково
их происхождение, откуда они появились и произвелись? Эти
четыре вида цепляния имеют жажду своим источником, жажду своим
происхождением, они появились и произвелись из жажды.
И
что жажда имеет своим источником?... Жажда имеет чувство своим
источником… И что чувство имеет своим источником?... Чувство
имеет контакт своим источником… И что контакт имеет своим
источником?... Контакт имеет шесть сфер своим источником…
И что шесть сфер имеют своим источником?... Шесть сфер имеют
имя-и-форму своим источником… И что имя-и-форма имеет своим
источником?... Имя-и-форма имеет сознание своим источником…
И что сознание имеет своим источником?... Сознание имеет формирователи
своим источником… И что формирователи имеют своим источником?...
Формирователи имеют неведение своим источником, неведение
своим происхождением, они появились и произвелись из неведения.
Монахи,
когда неведение было отброшено и истинное знание возникло
в монахе, то тогда с угасанием неведения и возникновением
истинного знания он более не цепляется к чувственным удовольствиям,
более не цепляется к воззрениям, более не цепляется к правилам
и предписаниям, более не цепляется к доктрине о «я».
Когда
он не цепляется, он не взволнован. Когда он не взволнован,
он лично достигает ниббаны. Он понимает «Рождение уничтожено,
святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не
будет более появления в каком-либо состоянии существования».
Так
сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились
словами Благословенного.
|
↑
|
1 |
Бодхи:
Фраза "только здесь" означает "только в учении
Будды". Четыре отшельника (самана) обозначают человека
одной из четырёх степеней пробуждения: вступившего в поток,
однажды-возвращающегося, не-возвращающегося, араханта. Львиный
рык (сиханада), согласно Комментарию, – это рык величия и бесстрашия,
который не может быть опровергнут.
SV: Львиный рык может показаться со стороны проявлением тщеславия
и раздутого самомнения, однако на самом деле он является прямолинейным
утверждением о реальном положении вещей. Так как львиным рыком
"рычат" в том числе будды и араханты, он не содержит
в себе ни малейшего тщеславия и самомнения. |
↑
|
2 |
SV:
Комментарий поясняет, что, отвечая так, они тоже имеют в виду
просветление, но каждый из них подразумевает под этим что-то
своё. |
↑
|
3 |
Бодхи:
Речь идёт о реакциях, основанных на жажде или злобе. |
↑
|
4 |
SV:
Разрастание (папаньча). Это умственная деятельность, управляемая
жаждой и воззрениями, – умственные формации, навязчивые умственные
конструкции, концептуальные идеи, основанные на заблуждении.
Комментарии поясняют, что всё это происходит из-за жажды, самомнения
и неправильных воззрений (танха, мана, диттхи). |
↑
|
5 |
Бодхи:
Комментарий поясняет, что происхождение (самудая) этих воззрений
– это пять совокупностей, неведение, контакт, восприятие, мысль,
немудрое внимание, плохие друзья, голос другого. Исчезновение
(аттхангама) – это путь вступления в поток, который уничтожает
неправильные воззрения. Привлекательность (ассада) можно понимать
как психологическую удовлетворённость, которую они обеспечивают.
Опасность (адинава) – это продолжение сансары, которое происходит
из-за цепляния к этим воззрениям. Спасение (ниссарана) от них
– это ниббана. |
↑
|
6 |
Бодхи:
Этот фрагмент чётко показывает исключительно важный фактор,
отличающий учение Будды от других религиозных и философских
учений, то есть "полное понимание цепляния к доктрине о
[существовании] "я". Фактически это означает, что
только один Будда может показать то, как преодолеть все воззрения
о "я" за счёт развития проницательности в истину безличностности.
Поскольку у других духовных учителей нет такого понимания безличностности,
их заявления о полном понимании остальных трёх видов цепляния
также сомнительны. |
◄
|
▲
|
|
٭
|
©
theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.
|
|