Так
я слышал. Однажды
Благословенный проживал в стране Сакьев, где у Сакьев был город
под названием Девадаха. Там Благословенный обратился к монахам
так: «Монахи!»
«Уважаемый!»
– ответили они.
Благословенный
сказал: «Монахи, есть некоторые жрецы и отшельники, придерживающиеся
такой доктрины и воззрения, как это: «Что бы человек ни чувствовал
– удовольствие, боль или ни-удовольствиени-боль – всё это обусловлено
тем, что было [им] сделано в прошлом. Поэтому, истребляя аскезой
прошлые действия и не делая новых действий, [аскет делает так],
что не будет последствий в будущем. Когда нет последствий в
будущем, имеет место уничтожение действия. С уничтожением действия
имеет место уничтожение страданий. С уничтожением страданий
имеет место уничтожение чувств. С уничтожением чувств всё страдание
будет истощено». Так говорят нигантхи, монахи.
Я
отправился к нигантхам, которые говорят так, и я сказал: «Друзья
нигантхи, правда ли, что вы придерживаетесь такой доктрины и
воззрения, как это: «Что бы человек ни чувствовал... страдание
будет истощено»?»
Будучи
спрошенными так, нигантхи подтвердили это и сказали: «Да».
Тогда
я сказал им: «Но, друзья, знаете ли вы, что вы существовали
в прошлом и что не так оно вовсе, что вас не было в прошлом?»
«Нет,
друг».
«Но,
друзья, знаете ли вы, что вы совершали порочные деяния в прошлом
и не воздерживались от них?»
«Нет,
друг».
«Но,
друзья, знаете ли вы, что вы совершали такие-то и такие-то порочные
деяния?»
«Нет,
друг».
«Но,
друзья, знаете ли вы, что столько-то страдания уже было истощено,
или столько-то страдания ещё следует истощить, или что если
истощить столько-то страдания, то всё страдание истощится?»
«Нет,
друг».
«Но,
друзья, знаете ли вы, что такое отбрасывание неблагих состояний
и что такое взращивание благих состояний здесь и сейчас?»
«Нет,
друг»..
«Итак,
друзья, выходит, что вы не знаете, существовали ли вы в прошлом…
не знаете, что такое отбрасывание неблагих состояний и что такое
взращивание благих состояний здесь и сейчас. В таком случае
почтенным нигантхам не стоит утверждать: «Что бы человек ни
чувствовал – удовольствие, боль или ни-удовольствие-ни-боль
– всё это обусловлено тем, что было [им] сделано в прошлом.
Поэтому, истребляя аскезой прошлые действия и не делая новых
действий, [аскет делает так], что не будет последствий в будущем.
Когда нет последствий в будущем, имеет место уничтожение действия.
С уничтожением действия имеет место уничтожение страданий. С
уничтожением страданий имеет место уничтожение чувств. С уничтожением
чувств всё страдание будет истощено».
Если,
друзья нигантхи, вы бы знали, что вы существовали в прошлом...
знали, что такое отбрасывание неблагих состояний и что такое
взращивание благих состояний здесь и сейчас, то было бы уместно
почтенным нигантхам утверждать: «Что бы человек ни чувствовал...
страдание будет истощено».
Друзья
нигантхи, представьте, как если бы человека ранили стрелой,
густо смазанной ядом, и из-за этого он испытывал болезненные,
мучительные, пронзающие чувства. Тогда его друзья и товарищи,
его родственники и родня привели бы врача. Врач сделал бы круговой
надрез вокруг раны ножом, прощупал стрелу зондом, извлёк стрелу,
приложил к ране целебный порошок, и на каждом этапе человек
испытывал бы болезненные, мучительные, пронзающие чувства. Но
затем, позже, когда рана зажила и затянулась кожей, он был бы
доволен и счастлив, освобождён, был бы хозяином самому себе,
мог пойти куда бы ему вздумалось. Он мог бы подумать: «Прежде
я был пронзён стрелой, густо смазанной ядом, и из-за этого я
испытывал болезненные, мучительные, пронзающие чувства. Тогда
мои друзья и товарищи, близкие и родственники привели врача.
Врач сделал круговой надрез вокруг раны ножом, прощупал стрелу
зондом, извлёк стрелу, приложил к ране целебный порошок, и на
каждом этапе я испытывал болезненные, мучительные, пронзающие
чувства. Но теперь рана зажила и затянулась кожей, я доволен
и счастлив, освобождён, хозяин самому себе, могу пойти куда
мне вздумается».
Точно
так же, друзья нигантхи, если бы вы знали, что вы существовали
в прошлом... знали, что такое отбрасывание неблагих состояний
и что такое взращивание благих состояний здесь и сейчас, то
было бы уместно почтенным нигантхам утверждать: «Что бы человек
ни чувствовал... страдание будет истощено».
Но
поскольку, друзья нигантхи, вы не знаете, что вы существовали
в прошлом... не знаете, что такое отбрасывание неблагих состояний
и что такое взращивание благих состояний здесь и сейчас, то
не стоит почтенным нигантхам утверждать: «Что бы человек ни
чувствовал... страдание будет истощено»».
Пять
видов убеждённости
Когда так было сказано, нигантхи сказали мне: «Друг, Нигантха
Натапутта – всезнающий и всевидящий, он заявляет о том, что
обладает абсолютным знанием и видением – «Иду ли я, стою, сплю
или бодрствую, знание и видение непрерывно и постоянно присутствуют
во мне». Он говорит: «Нигантхи, в прошлом вы совершали порочные
деяния. Истощите их исполнением пронзающей аскезы. А когда вы
здесь и сейчас сдержанны в теле, речи и уме, это является не-деланием
порочных деяний на будущее. Поэтому, истребив аскезой прошлые
действия и не делая новых действий, вы не будете иметь последствий
в будущем. Когда нет последствий в будущем, имеет место уничтожение
действия. С уничтожением действия имеет место уничтожение страданий.
С уничтожением страданий имеет место уничтожение чувств. С уничтожением
чувств всё страдание будет истощено». Такова [доктрина], которую
мы одобряем и принимаем, мы довольны ей».
Когда
так было сказано, я сказал нигантхам: «Есть пять вещей, друзья
нигантхи, которые могут двояко обернуться здесь и сейчас. Какие
пять?
*
Вера,
*
одобрение,
*
устная традиция,
*
умозаключение посредством обдумывания,
*
согласие с воззрением после рассмотрения.
Эти пять вещей могут двояко обернуться здесь
и сейчас1.
Таким образом, какой вид веры имеется у почтенных нигантхов
к учителю, который говорит о прошлом? Какой вид одобрения, какой
вид устной традиции, какой вид умозаключения посредством обдумывания,
какой вид согласия с воззрением после рассмотрения?» Когда так
было сказано, монахи, я не увидел какой-либо обоснованной защиты
нигантхами собственной позиции.
Болезненная
аскеза
Далее, монахи, я сказал нигантхам: «Друзья нигантхи, как вы
думаете? Когда имеет место напряжённое старание, напряжённое
рвение, испытываете ли вы болезненные, мучительные, пронзающие
чувства из-за [этого] напряжённого старания? Но когда нет напряжённого
старания, напряжённого рвения, разве не так оно, что вы не испытываете
каких-либо болезненных, мучительных, пронзающих чувств из-за
[этого] напряжённого старания?»
«Когда
имеет место напряжённое старание, друг Готама, напряжённое рвение,
тогда мы испытываем болезненные, мучительные, пронзающие чувства;
но когда нет напряжённого старания, напряжённого рвения, мы
не испытываем каких-либо болезненных, мучительных, пронзающих
чувств из-за [этого] напряжённого старания».
«Выходит,
друзья нигантхи, что когда имеет место напряжённое старание...
вы испытываете... когда нет напряжённого старания... вы не испытываете
каких-либо болезненных, мучительных, пронзающих чувств из-за
[этого] напряжённого старания. В таком случае не стоит почтенным
нигантхам утверждать: «Что бы человек ни чувствовал... страдание
будет истощено»2.
Если,
друзья нигантхи, когда имело бы место напряжённое старание,
напряжённое рвение и наличествовали болезненные, мучительные,
пронзающие чувства изза [этого] напряжённого старания, а также
когда не было бы напряжённого старания, напряжённого рвения,
но всё ещё наличествовали бы болезненные, мучительные, пронзающие
чувства из-за [этого] напряжённого старания, то тогда было бы
уместно почтенным нигантхам утверждать: «Что бы человек ни чувствовал...
страдание будет истощено».
Но
поскольку, друзья нигантхи, когда имеет место напряжённое старание,
напряжённое рвение, и тогда вы испытываете болезненные, мучительные,
пронзающие чувства из-за [этого] напряжённого старания, а когда
нет напряжённого старания, напряжённого рвения, то вы не испытываете
болезненных, мучительных, пронзающих чувств из-за [этого] напряжённого
старания, – то вы испытываете только болезненные, мучительные,
пронзающие чувства из-за наложенного на себя старания и из-за
неведения, незнания, заблуждения вы ошибочно полагаете: «Что
бы человек ни чувствовал... страдание будет истощено»». Когда
так было сказано, монахи, я не увидел какой-либо обоснованной
защиты нигантхами собственной позиции.
Вопросы о камме
Далее, монахи, я сказал нигантхам: «Друзья нигантхи, как вы
думаете? Может ли действие, [результат которого] переживается
здесь и сейчас, за счёт старания и рвения стать таким, [результат
которого] переживается в следующей жизни?»
«Нет,
друг».
«Но
может ли действие, [результат которого] переживается в следующей
жизни, за счёт старания и рвения стать таким, [результат которого]
переживается здесь и сейчас?»
«Нет,
друг».
«Друзья
нигантхи, как вы думаете? Может ли действие, [результат которого]
переживается приятным, за счёт старания и рвения стать таким,
[результат которого] переживается болезненным?»
«Нет,
друг».
«Но
может ли действие, [результат которого] переживается болезненным,
за счёт старания и рвения стать таким, [результат которого]
переживается приятным?»
«Нет,
друг».
«Друзья
нигантхи, как вы думаете? Может ли действие, [результат которого]
переживается в зрелой [личности], за счёт старания и рвения
стать таким, [результат которого] переживается в незрелой [личности]?»3
«Нет,
друг».
«Но
может ли действие, [результат которого] переживается в незрелой
[личности], за счёт старания и рвения стать таким, [результат
которого] переживается в зрелой [личности]?»
«Нет,
друг».
«Друзья
нигантхи, как вы думаете? Может ли действие, [результат которого]
переживается значительно, за счёт старания и рвения стать таким,
[результат которого] переживается незначительно?»
«Нет,
друг».
«Но
может ли действие, [результат которого] переживается незначительно,
за счёт старания и рвения стать таким, [результат которого]
переживается значительно?»
«Нет,
друг».
«Друзья
нигантхи, как вы думаете? Может ли действие, [результат которого]
переживается, за счёт старания и рвения стать таким, [результат
которого] не переживается?»
«Нет,
друг».
«Но
может ли действие, [результат которого] не переживается, за
счёт старания и рвения стать таким, [результат которого] переживается?»
«Нет, друг».
«Выходит,
друзья нигантхи, не может быть такого, что действие, [результат
которого] переживается здесь и сейчас, за счёт старания и рвения
станет таким, [результат которого] переживается в следующей
жизни... за счёт старания и рвения стать таким, [результат которого]
переживается. В таком случае старание почтенных нигантхов тщетно,
их рвение тщетно».
Так
говорят нигантхи, монахи. И поскольку нигантхи так говорят,
есть десять разумных выводов из их утверждений, что дают почву
для их критики.
Десять
поводов для критики нигантхов
Если удовольствие и боль, переживаемые существами, обусловлены
тем, что было сделано в прошлом, то тогда нигантхи, вне сомнений,
должны были совершать плохие поступки в прошлом, ведь теперь
они переживают такие болезненные, мучительные, пронзающие чувства.
Если удовольствие
и боль, переживаемые существами, обусловлены созидательным актом
Верховного Бога, то тогда нигантхи, вне сомнений, должны были
быть сотворены злым Верховным Богом, ведь теперь они переживают
такие болезненные, мучительные, пронзающие чувства.
Если удовольствие
и боль, переживаемые существами, обусловлены обстоятельствами
и природой, то тогда нигантхам, вне сомнений, не повезло, ведь
теперь они переживают такие болезненные, мучительные, пронзающие
чувства.
Если удовольствие
и боль, переживаемые существами, обусловлены классом [среди
шести классов рождений], то тогда нигантхи, вне сомнений, принадлежат
к плохому классу, ведь теперь они переживают такие болезненные,
мучительные, пронзающие чувства.
Если удовольствие
и боль, переживаемые существами, обусловлены старанием здесь
и сейчас, то тогда нигантхи, вне сомнений, плохо стараются здесь
и сейчас, ведь теперь они переживают такие болезненные, мучительные,
пронзающие чувства.
Если удовольствие
и боль, переживаемые существами, обусловлены тем, что было сделано
в прошлом, то нигантхи заслуживают порицания; если нет, то всё
равно нигантхи заслуживают порицания. Если удовольствие и боль,
переживаемые существами, обусловлены созидательным актом Верховного
Бога... обстоятельствами и природой... обусловлены классом...
обусловлены старанием здесь и сейчас, то нигантхи заслуживают
порицания; если нет, то всё равно нигантхи заслуживают порицания.
Так
говорят нигантхи, монахи. И поскольку нигантхи так говорят,
есть эти десять разумных выводов из их утверждений, что дают
почву для их критики. Так их старание тщетно, их рвение тщетно.
Плодотворное
старание и усилие
И какое старание плодотворно, какое рвение плодотворно? Вот,
монахи, монах, будучи не подавленным [страданием], не подавляет
себя страданием; и он не оставляет удовольствия, согласующегося
с Дхаммой, хотя и не ослеплён этим удовольствием. Он знает так:
«Когда я стараюсь с решимостью, этот конкретный источник страдания
исчезает во мне из-за этого решительного старания; и когда я
смотрю с невозмутимостью, этот конкретный источник страдания
исчезает во мне по мере того, как я развиваю невозмутимост».
Он старается с решительностью в отношении этого конкретного
источника страдания, который исчезает в нём из-за этого решительного
старания; и он развивает невозмутимость в отношении этого конкретного
источника страдания, который исчезает в нём по мере того, как
он развивает невозмутимость.
Когда он
старается с решимостью, такой-то и такойто источник страдания
исчезает в нём из-за этого решительного старания; так страдание
истощается в нём. Когда он смотрит с невозмутимостью, такой-то
и такойто источник страдания исчезает в нём по мере того, как
он развивает невозмутимость; так страдание истощается в нём.
Представьте,
монахи, мужчину, влюблённого в женщину, с умом, прикованным
к ней сильным желанием и страстью. Он мог бы увидеть, как та
женщина стоит с другим мужчиной, болтает, шутит, смеётся. Как
вы думаете, монахи? Возникли бы в том мужчине печаль, стенание,
боль, грусть и отчаяние, когда он видит, как та женщина стоит
с другим мужчиной, болтает, шутит, смеётся?»
«Да,
уважаемый. И почему? Ведь тот мужчина любит ту женщину, с умом,
прикованным к ней сильным желанием и страстью. Вот почему печаль,
стенание, боль, грусть и отчаяние возникнут в нём, когда он
увидит, как та женщина стоит с другим мужчиной, болтает, шутит,
смеётся».
«Затем,
монахи, мужчина подумал бы: «Я люблю эту женщину, с умом, прикованным
к ней сильным желанием и страстью. Так печаль, стенание, боль,
грусть и отчаяние возникают во мне, когда я вижу, как та женщина
стоит с другим мужчиной, болтает, шутит, смеётся. Что если я
отброшу моё желание и страсть к этой женщине?» И он бы отбросил
желание и страсть к этой женщине. И после он мог бы увидеть,
как та женщина стоит с другим мужчиной, болтает, шутит, смеётся.
Как вы думаете, монахи? Возникли бы в том мужчине печаль, стенание,
боль, грусть и отчаяние, когда он видит, как та женщина стоит
с другим мужчиной, болтает, шутит, смеётся?»
«Нет,
уважаемый. И почему? Потому что тот мужчина более не любит эту
женщину. Вот почему печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние
не возникают в нём, когда он видит, как та женщина стоит с другим
мужчиной, болтает, шутит, смеётся».
«Точно
так же, монахи, когда монах, будучи не подавленным [страданием],
не подавляет себя страданием... так страдание истощается в нём.
Так, монахи, [это] старание плодотворно, рвение плодотворно.
Далее,
монахи, монах считает так: «Когда я живу в соответствии со своим
удовольствием, неблагие состояния увеличиваются во мне, а благие
состояния уменьшаются; но когда я прилагаю усилие в том, что
болезненно, неблагие состояния уменьшаются во мне, а благие
увеличиваются. Что если я буду прилагать усилия в том, что болезненно?»
Он прилагает усилия в том, что болезненно. По мере того как
он делает так, неблагие состояния уменьшаются в нём, а благие
увеличиваются. Спустя какое-то время он не прилагает усилия
в том, что болезненно. И почему? Цель, ради которой тот монах
прилагал усилия в болезненном, была достигнута; вот почему спустя
какое-то время он не прилагает усилия в том, что болезненно.
Представьте,
монахи, как если бы изготовитель стрел нагревал и высушивал
древко стрелы между двумя источниками огня, делая его прямым
и подходящим. Когда древко стрелы было нагрето и высушено между
двумя источниками огня, было сделано прямым и подходящим, спустя
какое-то время он бы не нагревал вновь и не высушивал древко
стрелы, делая его прямым и подходящим. И почему? Цель, ради
которой тот изготовитель стрел нагревал... была достигнута.
Вот почему спустя какое-то время он бы не нагревал вновь и не
высушивал древко стрелы, делая его прямым и подходящим.
Точно
так же монах считает так: «Когда я живу в соответствии со своим
удовольствием...» ...вот почему спустя какое-то время он не
прилагает усилия в том, что болезненно.
Путь
практики
Далее, монахи, в мире появляется Татхагата – совершенный, полностью
просветлённый
...4...
Оставив эти пять помех, изъянов ума, что ослабляют
мудрость, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым
от неблагих состояний [ума], он входит и пребывает в первой
джхане…5
Так, монахи, [это] старание также плодотворно, рвение плодотворно.
Далее… входит и пребывает во второй джхане… третьей… четвёртой
джхане. Так, монахи, [это] старание также плодотворно, рвение
плодотворно.
Когда
его ум стал таким сосредоточенным, очищенным, ярким, безупречным,
избавленным от недостатков, гибким, податливым, устойчивым и
непоколебимым, он направляет его к знанию воспоминаний прошлых
жизней…6
Так, монахи, [это] старание также плодотворно, рвение плодотворно.
Когда его
ум стал таким сосредоточенным, очищенным, ярким, безупречным,
избавленным от недостатков, гибким, податливым, устойчивым и
непоколебимым, он направляет его к знанию смерти и перерождения
существ... Так, монахи, [это] старание также плодотворно, рвение
плодотворно.
Когда
его ум стал таким сосредоточенным, очищенным, ярким, безупречным,
избавленным от недостатков, гибким, податливым, устойчивым и
непоколебимым, он направляет его к знанию уничтожения пятен...
Так, монахи, [это] старание также плодотворно, рвение плодотворно.
Десять
поводов для похвалы Будды
Так говорит Татхагата, монахи. И поскольку Татхагата говорит
так, есть десять разумных оснований для его похвалы.
Если удовольствие
и боль, переживаемые существами, обусловлены тем, что было сделано
в прошлом, то тогда Татхагата, вне сомнений, должен был совершать
хорошие поступки в прошлом, ведь теперь он переживает такие
незапятнанные приятные чувства.
Если удовольствие
и боль, переживаемые существами, обусловлены созидательным актом
Верховного Бога, то тогда Татхагата, вне сомнений, должен был
быть сотворён добрым Верховным Богом, ведь теперь он переживает
такие незапятнанные приятные чувства.
Если удовольствие
и боль, переживаемые существами, обусловлены обстоятельствами
и природой, то тогда Татхагате, вне сомнений, повезло, ведь
теперь он переживает такие незапятнанные приятные чувства.
Если удовольствие
и боль, переживаемые существами, обусловлены классом [среди
шести классов рождений], то тогда Татхагата, вне сомнений, принадлежит
к хорошему классу, ведь теперь он переживает такие незапятнанные
приятные чувства.
Если удовольствие
и боль, переживаемые существами, обусловлены старанием здесь
и сейчас, то тогда Татхагата, вне сомнений, хорошо старается
здесь и сейчас, ведь теперь он переживает такие незапятнанные
приятные чувства.
Если удовольствие
и боль, переживаемые существами, обусловлены тем, что было сделано
в прошлом, то Татхагата заслуживает похвалы; если нет, то всё
равно Татхагата заслуживает похвалы. Если удовольствие и боль,
переживаемые существами, обусловлены созидательным актом Верховного
Бога... обстоятельствами и природой... обусловлены классом...
обусловлены старанием здесь и сейчас, то Татхагата заслуживает
похвалы; если нет, то всё равно Татхагата заслуживает похвалы.
Так
говорит Татхагата, монахи. И поскольку Татхагата говорит так,
есть эти десять разумных оснований для его похвалы».
Так сказал
Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.
|