| |
Словами: «Не ест
ни риса, ни травы...» — Учитель — он жил тогда в Джетаване — начал свой
рассказ об одном мирянине и монахе.
Жили,
рассказывают, в Саваттхи двое друзей. Один из них, хоть и принял монашество,
ежедневно наведывался к другому. Тот оделял его подаянием и после трапезы
отправлялся вместе с ним в монастырь, где проводил день в беседе со своим
другом. Только с заходом солнца отправлялся он назад в город. Монах
провожал его до городских ворот, а затем возвращался к себе в келью. Взаимная
преданность друзей вскоре стала известна всем монахам в монастыре. И вот
однажды, когда бхиккху, сидя в зале собраний, говорили об этой дружбе, вошел
Учитель и спросил их: «О чем это вы, братия, тут беседуете?» Монахи
ответили: говорим, мол, о таком-то и таком-то. Учитель тогда заметил: «О
бхиккху, не только ныне ведь эти двое столь преданны друг другу — они и
прежде тоже отличались взаимной преданностью». И он поведал монахам о том,
что было в минувшей жизни.
«Во
времена стародавние, когда на бенаресском престоле восседал
Брахмадатта, Бодхисатта был советником царя. И жил при дворце
некий пес, который постоянно заходил в загон к царскому слону
и, когда того кормили, подбирал и проглатывал падавшие на пол
рисовые катышки. Так изо дня в день, чтобы прокормиться, он
посещал царского слона, постепенно они подружились, и пес стал
есть вместе со слоном. Теперь они уже не могли жить друг без
друга. Потехи ради, пес часто цеплялся за хобот слона и раскачивался
на нем из стороны в сторону. Как- то раз один деревенский житель
за хорошую цену купил пса у прислужника, который ходил за слоном,
и увез пса к себе в деревню. Скучая по своему другу, слон перестал
есть и пить и отказался от купаний. Об этом доложили царю. Властитель
вызвал Бодхисатту и велел ему: «Ступай, премудрый, узнай, что
происходит со слоном». Бодхисатта пошел в загон и, видя уныние
слона, помыслил: «На теле его нет никаких признаков болезни,
должно быть, этого слона разлучили с его другом, вот он и затосковал».
И он спросил у прислужника: «Послушай, не был ли этот слон дружен
с кем-либо?» «Был, господин, — ответил прислужник, — он водил
дружбу с одним «остронюхом». «Куда же тот подевался?» — спросил
Бодхисатта. «Его забрал один человек», — ответил прислужник.
«А не знаешь ли ты, где этот человек живет?» — продолжал его
спрашивать Бодхисатта. «Не знаю, господин», — ответил тот.
Бодхисатта
отправился к царю и доложил ему: «Государь, твой слон не болен. Он тут завел
дружбу с одним «остронюхом» и теперь отказывается от еды, потому, вероятно,
что разлучен с другом». И, молвив это, Бодхисатта спел царю такой
стих:
Не ест ни риса, ни травы,
к тому же купаться не идет к речной излуке.
Причина, видно, в нарушенье дружбы:
тоскует слон с приятелем в разлуке.
Выслушав
Бодхисатту, царь спросил его: «Что же теперь нам делать, премудрый?»
Бодхисатта ответил: «Вели, государь, бить в барабаны и объявить всем, что
некий человек увел из дворца пса, любимца царского слона, и что тот, в чьем
доме найдут этого пса, будет нещадно бит палками». Царь последовал совету
Бодхисатты. Услыхав царское повеление, деревенский житель тотчас отпустил
пса. Пес помчался прямо к слону и вскоре уже был в его загоне. Обняв его
хоботом, слон посадил к себе на голову, а потом, печально всхлипывая, спустил
на землю и поел сам только после того, как покормили его друга. «И повадки
тварей всяких известны ему», — сказал по этому случаю царь о своем советнике
и воздал ему великую хвалу».
Повторяя: «Не
только ныне ведь, братия, эти двое столь преданны друг другу — они и прежде
тоже отличались преданностью», — Учитель окончил свое повествование и
наставил слушателей в четырех благородных истинах. Хотя наставление в
благородных истинах содержится и в остальных джатаках, далее о нем будет
упоминаться лишь в тех случаях, когда воздается особая хвала по поводу
обретения Плода. Окончив свое поучение, Учитель истолковал джатаку, так
связав перерождения: «В ту пору остронюхим псом был наш мирянин, слоном – монах, премудрым же советником царя — я сам».
|