Так
было сказано Благословенным, сказано Арахантом, и так я слышала:
«На основании силы Дхаммы я говорю [о человеке] как о брахмане,
владеющим тремя знаниями, но [не говорю так] о другом, которого
считают [брахманом] лишь из-за декламации [им] вслух по памяти
[выученного]. И каким образом я говорю [о человеке] как о брахмане,
владеющим тремя знаниями, но [не говорю так] о другом, которого
считают [брахманом] лишь из-за декламации [им] вслух по памяти
[выученного]?
Вот
монах вспоминает многочисленные прошлые жизни: одну жизнь, две
жизни, три жизни, четыре, пять, десять, двадцать, тридцать,
сорок, пятьдесят, сто, тысячу, сто тысяч, многие циклы свёртывания
мира, многие циклы развёртывания мира, [вспоминая]: «Там у меня
было такое-то имя, я жил в таком-то роду, имел такую-то внешность.
Таковой была моя пища, таковым было моё переживание удовольствия
и боли, таковым был конец моей жизни. Умерев в той жизни, я
появился здесь. И там у меня тоже было такое-то имя… таковым
был конец моей жизни. Умерев в той жизни, я появился [теперь
уже] здесь». Так он вспоминает многочисленные прошлые жизни
в подробностях и деталях.
Это
первое знание, которое он обрёл. Невежество было уничтожено.
Знание появилось. Тьма была рассеяна. Возник свет. Так происходит
с тем, кто прилежен, старателен, решителен.
Затем
монах видит за счёт божественного глаза, очищенного и превосходящего
человеческий, смерть и перерождение существ. Он различает низших
и великих, красивых и уродливых, счастливых и несчастных, в
соответствии с их каммой: «Эти существа, которые имели дурное
поведение телом, речью, и умом, оскорблявшие благородных, придерживавшиеся
неправильных воззрений и действовавшие под влиянием неправильных
воззрений, с распадом тела, после смерти, рождаются в состоянии
лишений, в плохих уделах, в нижних мирах, в аду. Но эти существа,
которые имели хорошее поведение телом, речью, и умом, не оскорблявшие
благородных, придерживавшиеся правильных воззрений и действовавшие
под влиянием правильных воззрений, с распадом тела, после смерти,
рождаются в благих уделах, в небесных мирах». Так, посредством
божественного глаза, очищенного и превосходящего человеческий,
он видит смерть и перерождение существ, он различает низших
и великих, красивых и уродливых, счастливых и несчастных, в
соответствии с их каммой.
Это
второе знание, которое он обрёл. Невежество было уничтожено.
Знание появилось. Тьма была рассеяна. Возник свет. Так происходит
с тем, кто прилежен, старателен, решителен.
Затем
монах за счёт прекращения умственных загрязнений пребывает в
освобождении ума, освобождении мудростью, зная и проявляя эти
состояния для себя в этой самой жизни.
Это
третье знание, которое он обрёл. Невежество было уничтожено.
Знание появилось. Тьма была рассеяна. Возник свет. Так происходит
с тем, кто прилежен, старателен, решителен.
Вот
каким образом на основании силы Дхаммы я говорю [о человеке]
как о брахмане, владеющим тремя знаниями, но [не говорю так]
о другом, которого считают [брахманом] лишь из-за декламации
[им] вслух по памяти [выученного]». Таково значение того, что
сказал Благословенный. И в отношении этого было сказано:
«Он знает свои прошлые жизни.
Он видит небеса и нижние миры.
Он достиг окончания рождений –
Мудрец, освоивший полное знание.
Путём [обретения] эти трёх знаний,
Он становится брахманом,
Владеющим тремя знаниями1.
Его я называю человеком трёх знаний,
А не другого, который декламирует заученное».
Это также было сутью того, что сказал Благословенный, и так я слышала.
|