[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть эти пять видов умственного бесплодия. Какие
пять?
(1) Вот
монах находится в замешательстве в отношении Учителя, сомневается
в нём, не убеждён в нём и не утверждает своего доверия в отношении
него. Когда монах запутан в отношении Учителя, сомневается в
нём, не убеждён в нём и не утверждает своего доверия в отношении
него, то его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию.
Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию,
то это первый вид умственного бесплодия.
(2) Далее,
монах находится в замешательстве в отношении Дхаммы, сомневается
в ней, не убеждён в ней и не утверждает своего доверия в отношении
неё… это второй вид умственного бесплодия.
(3) Далее,
монах находится в замешательстве в отношении Сангхи, сомневается
в ней, не убеждён в ней и не утверждает своего доверия в отношении
неё … это третий вид умственного бесплодия.
(4) Далее,
монах находится в замешательстве в отношении практики, сомневается
в ней, не убеждён в ней и не утверждает своего доверия в отношении
неё… это четвёртый вид умственного бесплодия.
(5) Далее,
монаха раздражают его товарищи-монахи, он недоволен ими, агрессивен
по отношению к ним, проявляет к ним недоброжелательность. Когда
монаха раздражают его товарищи-монахи, когда он недоволен ими,
агрессивен по отношению к ним, проявляет к ним недоброжелательность,
то его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию.
Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию,
то это пятый вид умственного бесплодия.
Таковы пять
видов умственного бесплодия. Четыре основы осознанности следует
развивать ради отбрасывания этих пяти видов умственного бесплодия.
Какие четыре?
(6-9)
Вот монах пребывает в созерцании тела в теле… чувств в чувствах…
ума в уме… феноменов в феноменах, будучи старательным, бдительным,
осознанным, устранив влечение и недовольство к миру.
Эти четыре
основы осознанности следует развивать ради отбрасывания этих
пяти видов умственного бесплодия».
|