Так
я слышал. Однажды достопочтенный Ананда проживал в Косамби, в парке Гхоситы. И тогда достопочтенный Удайи подошёл к достопочтенному
Ананде и обменялся с ним приветствиями. После обмена
вежливыми приветствиями он сел рядом и сказал достопочтенному
Ананде: «Друг, так было сказано молодым дэвом Панчалачандой1:
«Он бык, ведущий стадо, он мудрец.
Будда, который пробудился в джхану,
Обширной мудростью он наделён, и он нашёл
Брешь, выводящую из всех ограничений».
О чём, друг, Благословенный говорил как об ограничении,
и о чём как о бреши среди ограничений?»2
«Друг, Благословенный
говорил о пяти нитях чувственных удовольствий как об ограничении.
Каких пяти? Формах, познаваемых глазом – милых, приятных, чарующих,
привлекательных, воспаляющих желание, соблазнительных. Звуках…
запахах… вкусах… тактильных ощущениях, познаваемых телом – милых,
приятных, чарующих, привлекательных, воспаляющих желание, соблазнительных.
Благословенный говорил об этих пяти нитях чувственных удовольствий
как об ограничении.
(1)
Вот, друг, будучи отстранённым от чувственных удовольствий,
отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит [в первую джхану] и пребывает в первой джхане,
которая сопровождается направлением [ума на объект медитации] и удержанием [на нём], с восторгом и удовольствием, что возникли из-за [этой] отстранённости. До этой степени Благословенный
говорил о достижении бреши среди ограничений в условном смысле3.
[Ведь] здесь также есть ограничение. И какое здесь ограничение?
Любое направление и удержание [ума на объекте медитации], которое
не прекратилось здесь, является в данном случае ограничением.
(2) Далее,
друг, с угасанием направления и удержания монах входит [во вторую джхану] и пребывает во второй джхане, в которой наличествуют
внутренняя уверенность и единение ума, в которой нет направления
и удержания, но есть восторг и удовольствие, что возникли посредством
сосредоточения. И до этой степени Благословенный говорил о достижении
бреши среди ограничений в условном смысле. [Ведь] здесь также
есть ограничение. И какое здесь ограничение? Любой восторг,
который не прекратился здесь, является в данном случае ограничением.
(3) Далее,
друг, с угасанием восторга монах пребывает невозмутимым, осознанным,
бдительным и ощущает приятное телом. Он входит и пребывает в
третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Он невозмутим, осознан, находится в приятном пребывании». И до этой степени Благословенный
говорил о достижении бреши среди ограничений в условном смысле.
[Ведь] здесь также есть ограничение. И какое здесь ограничение?
Любое удовольствие, [связанное] с невозмутимостью, которое не
прекратилось здесь, является в данном случае ограничением.
(4) Далее,
друг, с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим
угасанием радости и недовольства, монах входит в четвёртую джхану и пребывает [в четвёртой джхане], которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна
чистейшей осознанностью из-за невозмутимости. И до этой степени
Благословенный говорил о достижении бреши среди ограничений
в условном смысле. [Ведь] здесь также есть ограничение. И какое
здесь ограничение? Любое восприятие формы, которое не прекратилось
здесь, является в данном случае ограничением.
(5) Далее,
друг, с полным преодолением восприятий форм, с угасанием восприятий,
вызываемых органами чувств, не обращающий внимания на восприятие
множественности, [воспринимая]: «пространство безгранично»,
монах входит в сферу безграничного пространства и пребывает [в ней].
И до этой степени Благословенный говорил о достижении бреши
среди ограничений в условном смысле. [Ведь] здесь также есть
ограничение. И какое здесь ограничение? Любое восприятие сферы
безграничного пространства, которое не прекратилось здесь, является
в данном случае ограничением.
(6) Далее,
друг, с полным преодолением сферы безграничного пространства,
[воспринимая]: «сознание безгранично», монах входит и пребывает
в сфере безграничного сознания. И до этой степени Благословенный
говорил о достижении бреши среди ограничений в условном смысле.
[Ведь] здесь также есть ограничение. И какое здесь ограничение?
Любое восприятие сферы безграничного сознания, которое не прекратилось
здесь, является в данном случае ограничением.
(7) Далее,
друг, с полным преодолением сферы безграничного сознания, [воспринимая]:
«здесь ничего нет», монах входит в сферу отсутствия всего и пребывает [в ней]. И до этой степени Благословенный говорил о достижении
бреши среди ограничений в условном смысле. [Ведь] здесь также
есть ограничение. И какое здесь ограничение? Любое восприятие
сферы отсутствия всего, которое не прекратилось здесь, является
в данном случае ограничением.
(8) Далее,
друг, с полным преодолением сферы отсутствия всего монах входит в сферу ни-восприятия-ни-не-восприятия и пребывает [в ней]. И до этой
степени Благословенный говорил о достижении бреши среди ограничений
в условном смысле. [Ведь] здесь также есть ограничение. И какое
здесь ограничение? Любое восприятие сферы ни-восприятия-ни-не-восприятия, которое не прекратилось здесь, является в данном
случае ограничением.
(9)
Далее, с полным преодолением сферы ни восприятия ни не-восприятия,
монах входит в прекращение восприятия и чувствования и пребывает [в нём],
и, [когда он] увидел [это] мудростью, его пятна загрязнений
ума полностью уничтожились. До этой степени Благословенный говорил
о достижении бреши среди ограничений в не-условном смысле»4.
|