И
тогда один монах подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел
рядом и сказал: «Учитель, было бы хорошо, если бы Благословенный
вкратце научил бы меня Дхамме так, чтобы, услышав Дхамму от Благословенного,
я пребывал бы один, в уединении, будучи прилежным, старательным,
решительным».
«Вот
так и бывает, когда некие глупцы обращаются ко мне с вопросами,
но когда им была поведана Дхамма, они думают только о том, чтобы
бегать за мной по пятам»1.
«Пусть Благословенный
вкратце объяснит мне Дхамму! Пусть Счастливый вкратце объяснит
мне Дхамму! Быть может, я смогу понять смысл сказанного Благословенным.
Быть может, я стану преемником утверждения Благословенного».
«Что ж,
монах, в таком случае, вот как ты должен тренировать себя: «Мой
ум будет прочным и хорошо утверждённым внутренне. Возникшие
неблагие состояния не будут завладевать моим умом». Вот как
ты должен тренировать себя.
(1) Когда,
монах, твой ум твёрд и хорошо утверждён внутренне, и возникшие
неблагие состояния не завладевают твоим умом, то тогда [далее]
ты должен тренировать себя так: «Я буду развивать и взращивать
освобождение ума доброжелательностью, сделаю его своим средством
передвижения, сделаю его своим основанием, установлю его, буду
упражняться в нём, и буду надлежащим образом осуществлять его».
Вот как ты должен тренировать себя.
Когда
это сосредоточение было таким образом развито и взращено тобой,
то тогда тебе следует развивать это сосредоточение с направлением
и удержанием ума [на этом объекте медитации]. Тебе следует развивать
его без направления, но с удержанием. Тебе следует развивать
его без направления и без удержания. Тебе следует развивать
его с восторгом. Тебе следует развивать его без восторга. Тебе
следует развивать его с сопровождающим его удобством. Тебе следует
развивать его с сопровождающей его невозмутимостью2.
(2-4) Когда,
монах, это сосредоточение было таким образом развито и взращено
тобой, то тогда тебе следует тренировать себя так: «Я буду развивать
и взращивать освобождение ума состраданием… освобождение ума
сорадованием… освобождение ума невозмутимостью, сделаю его своим
средством передвижения, сделаю его своим основанием, установлю
его, буду упражняться в нём, и буду надлежащим образом осуществлять
его». Вот как ты должен тренировать себя.
Когда это
сосредоточение было таким образом развито и взращено тобой,
то тогда тебе следует развивать это сосредоточение с направлением
и удержанием ума [на этом объекте медитации]. Тебе следует развивать
его без направления, но с удержанием. Тебе следует развивать
его без направления и без удержания. Тебе следует развивать
его с восторгом. Тебе следует развивать его без восторга. Тебе
следует развивать его с сопровождающим его удобством. Тебе следует
развивать его с сопровождающей его невозмутимостью.
(5) Когда,
монах, это сосредоточение было таким образом развито и взращено
тобой, то тогда тебе следует тренировать себя так: «Я буду пребывать
в созерцании тела в теле, будучи старательным, бдительным, осознанным,
устранив жажду и недовольство в отношении мира». Вот как ты
должен тренировать себя.
Когда это
сосредоточение было таким образом развито и взращено тобой,
то тогда тебе следует развивать это сосредоточение с направлением
и удержанием ума [на этом объекте медитации]. Тебе следует развивать
его без направления, но с удержанием. Тебе следует развивать
его без направления и без удержания. Тебе следует развивать
его с восторгом. Тебе следует развивать его без восторга. Тебе
следует развивать его с сопровождающим его удобством. Тебе следует
развивать его с сопровождающей его невозмутимостью.
(6-8) Когда,
монах, это сосредоточение было таким образом развито и взращено
тобой, то тогда тебе следует тренировать себя так: «Я буду пребывать
в созерцании чувств в чувствах… ума в уме… феноменов в феноменах,
будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив жажду
и недовольство в отношении мира». Вот как ты должен тренировать
себя.
Когда это
сосредоточение было таким образом развито и взращено тобой,
то тогда тебе следует развивать это сосредоточение с направлением
и удержанием ума [на этом объекте медитации]. Тебе следует развивать
его без направления, но с удержанием. Тебе следует развивать
его без направления и без удержания. Тебе следует развивать
его с восторгом. Тебе следует развивать его без восторга. Тебе
следует развивать его с сопровождающим его удобством. Тебе следует
развивать его с сопровождающей его невозмутимостью.
Когда, монах,
это сосредоточение было таким образом развито и взращено тобой,
то когда ты идёшь, ты будешь идти в умиротворении. Когда ты
стоишь, ты будешь стоять в умиротворении. Когда ты сидишь, ты
будешь сидеть в умиротворении. Когда ты лежишь, ты будешь лежать
в умиротворении».
Получив
такое наставление от Благословенного, тот монах поднялся со
своего сиденья, поклонился Благословенному и ушёл, обойдя его
с правой стороны. И затем, пребывая в уединении прилежным, старательным,
решительным, вскоре тот монах, реализовав это для себя посредством
прямого знания, здесь и сейчас вошёл и пребывал в высочайшей
цели святой жизни, ради которой представители клана праведно
оставляют жизнь домохозяина и ведут жизнь бездомную. Он напрямую
познал: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано
то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо
состояние существования». И тот монах стал одним из арахантов.
|