Винньянаттхити
сутта: Месторасположения для сознания
АН 7.44
|
|
редакция
перевода: 07.02.2014
Перевод с английского: SV
источник:
"Anguttara
Nikaya by Bodhi, p. 1026"
|
|
[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть эти семь месторасположений для сознания.
Какие семь?
(1) Монахи,
есть существа, которые различны в теле и различны в восприятии,
такие как люди, некоторые дэвы, некоторые [существа] в нижних
мирах. Таково первое месторасположение для сознания.
(2) Есть
существа, которые различны в теле, но одинаковы в восприятии,
такие как дэвы свиты Брахмы, которые перерождаются посредством
первой [джханы]. Таково второе месторасположение для сознания.
(3) Есть
существа, которые одинаковы в теле, но различны в восприятии,
такие как дэвы лучезарного сияния. Таково третье месторасположение
для сознания.
(4) Есть
существа, которые одинаковы в теле и одинаковы в восприятии,
такие как дэвы сверкающего великолепия. Таково четвёртое месторасположение
для сознания.
(5) Есть
существа, которые с полным преодолением восприятий форм, с угасанием
восприятий, вызываемых органами чувств, с не-вниманием к восприятиям
множественности, осознавая «пространство безгранично», относятся
к сфере безграничного пространства. Таково пятое месторасположение
для сознания.
(6) Есть
существа, которые с полным преодолением сферы безграничного
пространства, [воспринимая] «сознание безгранично», относятся
к сфере безграничного сознания. Таково шестое месторасположение
для сознания.
(7) Есть
существа, которые с полным преодолением сферы безграничного
сознания, [воспринимая] «здесь ничего нет», относятся к сфере
отсутствия всего. Таково седьмое месторасположение для сознания.
Монахи,
таковы семь месторасположений для сознания1».
|
↑
|
1 |
Согласно
Комментарию, существа мира Брахмы имеют одинаковое восприятие,
поскольку у всех у них ум находится в состоянии первой джханы.
Дэвы лучезарного сияния имеют разное восприятие, поскольку их
ум находится в состоянии второй джханы, которая может иметь фактор
витакки (направление ума на объект медитации), или же не иметь
такового. Более высокие Брахмы (Дэвы сияющей славы и Дэвы великого
плода) также имеют одинаковое восприятие, потому что их умы находятся,
соответственно, в состоянии третьей и четвёртой джханы.
Прим. переводчика (SV): Небезынтересно отметить, что ещё два
класса существ – не-воспринимающие дэвы (асаннья-сатта) и существа
сферы ни восприятия, ни не-восприятия (упомянутые в "обителях
существ" в АН 9.24)
не входят в "месторасположения для сознания", что
говорит о том, что у них сознания нет. Хотя Комментарий чётко
трактует, что у них отсутствует какое-либо сознание вообще,
в самих же суттах, если судить по наименованию этих существ,
у них нет только лишь восприятия, исходя из чего можно предположить,
что у них может не быть восприятия, но, при этом, может быть
сознание. Однако, как видно из данной сутты, там, где нет восприятия,
нет и сознания. Эта же идея подтверждается в МН
43, где сказано, что невозможно отделить друг от друга восприятие
(саннья), чувствование (ведана), и сознание (винньяна). По этой
же причине сознание отсутствует и в медитативном достижении
"прекращение восприятия и чувствования" (ниродха-самапатти).
|
◄
|
▲
|
|
٭
|
©
theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.
|
|