Однажды
Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики.
И тогда, утром, достопочтенный Сарипутта оделся, взял чашу и одеяние,
и вошёл в Саваттхи собирать подаяния. И тогда мысль пришла к нему:
«Слишком рано ходить по Саваттхи для сбора подаяний. Что если
я отправлюсь в парк странников-приверженцев иных учений?»
И тогда достопочтенный Сарипутта отправился в парк странников-приверженцев
иных учений. Он обменялся с теми странниками вежливыми приветствиями
и после обмена вежливыми приветствиями и любезностями сел рядом.
И в то время те странники собрались вместе, и по мере того как
они сидели, следующая беседа случилась между ними: «Друзья,
любой, кто живёт полной и чистой святой жизнью двенадцать лет,
может называться монахом, который «без десяти».
И тогда достопочтенный Сарипутта ни восхитился, ни отверг утверждений
тех странников, но поднялся со своего сиденья и ушёл, [думая]:
«Посмотрим, что Благословенный скажет об этом».
Затем, когда
Достопочтенный Сарипутта походил по Саваттхи в поисках подаяний,
после принятия пищи, вернувшись с хождения за подаяниями, он
отправился к Благословенному, поклонился ему и сел рядом. Затем
он обратился к Благословенному: «Вот же, уважаемый, я утром оделся…
по мере того, как они сидели, следующая беседа случилась между
ними: «Друзья, любой, кто живёт полной и чистой святой жизнью
двенадцать лет, может называться монахом, который «без десяти».
Я ни восхитился, ни отверг утверждений тех странников, но поднялся
со своего сиденья и ушёл, [думая]: «Посмотрим, что Благословенный
скажет об этом». Учитель, возможно ли в этой Дхамме и Винае
описать монаха как «без десяти», просто лишь сосчитав количество
лет, [которые он уже провёл в монашестве]»?
«В
этой Дхамме и Винае, Сарипутта, нет возможности описать монаха
как «без десяти», просто лишь сосчитав количество лет. Сарипутта,
есть семь оснований для [того, чтобы быть] «без десяти», которые
я провозгласил после того, как реализовал их сам прямым знанием1.
Какие семь?
(1) Вот
у монаха имеется сильное желание осуществлять [монашескую] тренировку,
и он не теряет своей увлечённости осуществления тренировки в
будущем. (2) У него сильное желание взяться за Дхамму, и он
не теряет своей увлечённости взяться за Дхамму в будущем. (3)
У него сильное желание устранять бесполезные мечтания, и он
не теряет своей увлечённости устранять бесполезные мечтания
в будущем. (4) У него сильное желание к затворничеству, и он
не теряет своей увлечённости к затворничеству в будущем. (5)
У него сильное желание зарождать усердие, и он не теряет своей
увлечённости к зарождению усердия в будущем. (6) У него сильное
желание [развивать] осознанность и бдительность, и он не теряет
своей увлечённости к [развитию] осознанности и бдительности
в будущем. (7) У него сильное желание проникнуть [в суть вещей]
воззрением, и он не теряет своей увлечённости к проникновению
[в суть вещей] воззрением в будущем. Таковы семь оснований для
[того, чтобы быть] «без десяти», которые я провозгласил после
того, как реализовал их сам прямым знанием.
Сарипутта,
если монах обладает этими семью основаниями для [того, чтобы
быть] «без десяти», то тогда, если он живёт полной и чистой
святой жизнью двенадцать лет, он подходит для того, чтобы называться
«без десяти». Также, если он живёт полной и чистой святой жизнью
двадцать четыре года… тридцать шесть лет… сорок восемь лет,
он подходит для того, чтобы называться «без десяти».
|