Однажды
Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики.
И в то время Достопочтенный Кхема и Достопочтенный Сумана пребывали
в Саваттхи в роще Слепых. Они отправились к Благословенному, поклонились
ему, и сели рядом. Затем Достопочтенный Кхема сказал Благословенному:
«Учитель,
когда монах – арахант, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены,
который прожил святую жизнь, сделал то, что следовало сделать,
сбросил тяжкий груз, достиг своей цели, полностью уничтожил
путы существования, и всецело освободился посредством окончательного
знания – [такой] мысли не приходит к нему: (1) «Есть кто-то
лучше меня», или (2) «есть кто-то равный мне», или (3) «есть
кто-то хуже меня».
Так сказал
Достопочтенный Кхема. Учитель одобрил. И тогда Достопочтенный
Кхема, думая: «Учитель согласен со мной», поднялся со своего
сиденья, поклонился Благословенному, и ушёл, обойдя его с правой
стороны.
Затем, прямо
после того как Достопочтенный Кхема ушёл, Достопочтенный Сумана
сказал Благословенному: «Учитель, когда монах – арахант, чьи
пятна уничтожены, который прожил святую жизнь, сделал то, что
следовало сделать, сбросил тяжкий груз, достиг своей цели, полностью
уничтожил путы существования, и всецело освободился посредством
окончательного знания – [такой] мысли не приходит к нему: (4)
«Нет никого лучше, чем я», или (5) «нет никого равного мне»,
или (6) «нет никого хуже, чем я».
Так
сказал Достопочтенный Сумана. Учитель одобрил. И тогда Достопочтенный
Сумана, думая: «Учитель согласен со мной», поднялся со своего
сиденья, поклонился Благословенному, и ушёл, обойдя его с правой
стороны1.
И вскоре
после того как оба монаха ушли, Благословенный обратился к монахам:
«Монахи, вот каким образом эти представители клана объявили
о [своём] окончательном знании. Они объявили смысл, не выставив
себя напоказ. Но бывают некоторые дураки, которые, похоже, объявляют
о своём окончательном знании в шутку. Позже они встретятся с
несчастьем». [И далее он добавил]:
«[Не мнят себя] ни «высшими», ни «низшими»,
Как и не мнят они «такими же» себя.
Рождение разрушено, и жизнь святая прожита.
Они живут, освобождённые от всяческих оков».
|