И
тогда, утром, Достопочтенный Ананда оделся, взял чашу и одеяние,
и отправился в дом мирянки Мигасалы, где сел на подготовленное
для него сиденье. И тогда мирянка Мигасала подошла к Достопочтенному
Ананде, поклонилась ему, села рядом, и сказала:
«Господин
Ананда, так как же следует понимать учение Благословенного,
когда некто ведёт целомудренную жизнь, а другой не целомудренную,
[но] оба имеют в точности одинаковую участь в будущей жизни?
Мой отец Пурана вёл целомудренную жизнь, жил отдельно, воздерживался
от половых сношений, которые привычны среди простых людей. Когда
он скончался, то Благословенный объявил: «Он достиг состояния
однажды-возвращающегося, переродился среди [божеств небесного
мира] Туситы». Мой дядя по отцовской линии, Исидатта, не вёл
целомудренной жизни, а жил, довольствуясь жизнью женатой. Когда
он скончался, то Благословенный также объявил: «Он достиг состояния
однажды-возвращающегося, переродился среди [божеств небесного
мира] Туситы». Господин Ананда, так как же следует понимать
учение Благословенного, когда некто ведёт целомудренную жизнь,
а другой не целомудренную, [но] оба имеют в точности одинаковую
участь в будущей жизни?»
«Ну вот
так, сестра, Благословенный объявил об этом».
И затем,
когда Достопочтенный Ананда получил еду в доме Мигасалы, он
поднялся со своего сиденья и ушёл. После приёма пищи, вернувшись
с хождения за подаяниями, он отправился к Благословенному, поклонился
ему, сел рядом, и сказал: «Учитель, утром я оделся, взял чашу
и одеяние и отправился к дому мирянки Мигасалы… …Когда она спросила
меня об этом, я ответил: «Ну вот так, сестра, Благословенный
объявил об этом». [Благословенный ответил]:
«Воистину,
кто она такая, эта мирянка Мигасала? Глупая, несведущая женщина
с женским рассудком1.
И кто они – те, [кто имеют прямое] знание других личностей как
высших или низших2.
Ананда,
есть шесть типов личностей, существующих в мире. Какие шесть?3
(1)
Бывает так, Ананда, что некий человек кроткий, приятный спутник,
с которым охотно живут его товарищи-монахи. Но он не слушал
[учений], не изучал [их], не проникал [в них] воззрением, и
он не достигает временного освобождения4.
С распадом тела, после смерти, он направляется к ухудшению,
а не к исключительности. Он тот, кто устремлён к ухудшению,
а не к исключительности.
(2) Далее,
Ананда, [бывает так, что] некий человек кроткий, приятный спутник,
с которым охотно живут его товарищи-монахи. И он слушал [учения],
изучал [их], проникал [в них] воззрением, и он достигает временного
освобождения. С распадом тела, после смерти, он направляется
к исключительности, а не к ухудшению. Он тот, кто устремлён
к исключительности, а не к ухудшению.
Ананда,
те, кто любят критиковать, будут судить о них так: «У этого
такие же качества, как и у другого. Так почему же один из них
должен быть ниже, а второй – выше?» И подобное их [суждение]
воистину приведёт к их вреду и страданиям в течение долгого
времени.
Из них,
Ананда, человек, который кроткий, приятный спутник… достигает
временного освобождения – превышает и превосходит [того] другого
человека. И почему? Потому что его несёт поток Дхаммы. Но кто
может знать это различие [между ними], кроме Татхагаты?
Поэтому,
Ананда, не делай суждений в отношении людей. Не выноси решений
по людям. Те, кто выносят решения по людям, вредят самим себе.
Только я, или такой как я, может выносить решения по людям.
(3) Далее,
Ананда, [бывает так, что] в некоем человеке есть злоба и самомнение,
и время от времени состояния жажды возникают в нём. И он не
слушал [учений], не изучал [их], не проникал [в них] воззрением,
и он не достигает временного освобождения. С распадом тела,
после смерти, он направляется к ухудшению, а не к исключительности.
Он тот, кто устремлён к ухудшению, а не к исключительности.
(4) Далее,
Ананда, [бывает так, что] в некоем человеке есть злоба и самомнение,
и время от времени состояния жажды возникают в нём. Но он слушал
[учения], изучал [их], проникал [в них] воззрением, и он достигает
временного освобождения. С распадом тела, после смерти, он направляется
к исключительности, а не к ухудшению. Он тот, кто устремлён
к исключительности, а не к ухудшению.
Ананда,
те, кто любят критиковать, будут судить о них так… …Только я,
или такой как я, может выносить решения по людям.
(5)
Далее, Ананда, [бывает так, что] в некоем человеке есть злоба
и самомнение, и время от времени он пускается в обмен словами5.
И он не слушал [учений], не изучал [их], не проникал [в них]
воззрением, и он не достигает временного освобождения. С распадом
тела, после смерти, он направляется к ухудшению, а не к исключительности.
Он тот, кто устремлён к ухудшению, а не к исключительности.
(6) Далее,
Ананда, [бывает так, что] в некоем человеке есть злоба и самомнение,
и время от времени он пускается в обмен словами. Но он слушал
[учения], изучал [их], проникал [в них] воззрением, и он достигает
временного освобождения. С распадом тела, после смерти, он направляется
к исключительности, а не к ухудшению. Он тот, кто устремлён
к исключительности, а не к ухудшению.
Ананда,
те, кто любят критиковать, будут судить о них так… …Только я,
или такой как я, может выносить решения по людям.
Воистину,
кто она такая, эта мирянка Мигасала? Глупая, несведущая женщина
с женским рассудком. И кто они – те, [кто имеют прямое] знание
других личностей как высших или низших.
Таковы шесть
типов личностей, существующих в мире.
Ананда,
если бы Исидатта обладал тем же нравственным поведением, что
и Пурана, то Пурана даже бы и не узнал о его участи. А если
бы Пурана обладал той же мудростью, что и Исидатта, то Исидатта
даже бы и не узнал о его участи. Таким образом, Ананда, каждый
из них был неполным в одном отношении»6.
|