Так
я слышал. Однажды Благословенный странствовал по стране Косал
с большой Сангхой монахов и прибыл в брахманскую деревню Косал
под названием Иччханангала. Там он пребывал в лесной роще Иччханангалы.
И тогда брахманы-домохозяева Иччханангалы услышали: «Говорят,
отшельник Готама, сын Сакьев, ушедший из клана Сакьев в бездомную
жизнь, прибыл в Иччханангалу и пребывает в лесной роще Иччханангалы.
И об этом Мастере Готаме распространилась славная молва: «В самом
деле Благословенный – арахант, полностью просветлённый, совершенный
в знании и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый
учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый,
благословенный. Напрямую увидев [своей мудростью], он познал мир
с его дэвами, Марой, Брахмой, с его поколениями отшельников и
жрецов, богов и людей. Он учит Дхамме, прекрасной в начале, прекрасной
в середине, и прекрасной в конце, правдивой и в духе и в букве.
Он раскрыл святую жизнь в совершенстве полную и чистую. Хорошо
было бы увидеть таких арахантов.
И когда минула ночь, брахманы-домохозяева Иччханангалы, взяв с
собой обилие различной еды, отправились в лесную рощу Иччханангалы.
Они встали возле входа, создавая ужасный шум и гул.
В то время
Достопочтенный Нагита прислуживал Благословенному. Тогда Благословенный
обратился к Достопочтенному Нагите: «Нагита, откуда такой ужасный
шум и гул, как будто рыбаки тянут рыбу?»
«Учитель,
это брахманы-домохозяева Иччханангалы принесли обилие различной
еды. Они стоят возле входа, [желая поднести] её Благословенному
и Сангхе монахов».
«Пусть не
буду я связан со славой, Нагита, и слава пусть не будет связана
со мной. Тот, кто не может обрести по желанию, без сложностей
и проблем, удовольствие отречения, удовольствие уединения, блаженство
покоя, блаженство просветления, которые я [сам] обретаю без
сложностей и проблем – мог бы принять это низменное удовольствие,
это апатичное удовольствие, это удовольствие обретений, славы
и похвалы».
«Учитель,
пусть сейчас Благословенный согласится [принять их подношения]!
Пусть Благословенный согласится! Сейчас должный момент для того,
чтобы Благословенный согласился. Куда бы теперь Благословенный
ни отправился, брахманы городов и деревень будут также туда
стекаться. Подобно тому, как дэвы дождя бросают на землю тяжёлые
капли дождя, и вода течёт вниз по склону, точно также, куда
бы теперь ни отправился Благословенный, брахманы городов и деревень
будут также туда стекаться. И почему? Из-за нравственного поведения
и мудрости Благословенного».
«Пусть не
буду я связан со славой, Нагита, и слава пусть не будет связана
со мной. Тот, кто не может обрести по желанию, без сложностей
и проблем, удовольствие отречения, удовольствие уединения, блаженство
покоя, блаженство просветления, которые я [сам] обретаю без
сложностей и проблем – мог бы принять это низменное удовольствие,
это апатичное удовольствие, это удовольствие обретений, славы
и похвалы.
(1) Бывает
так, Нагита, что я вижу монаха, проживающего на окраине деревни,
сидящего в состоянии сосредоточения. Тогда мысль приходит ко
мне: «Вскоре помощник по монастырю или саманера или товарищ
по Дхамме [потревожит] этого достопочтенного, сбив его с этого
сосредоточения». По этой причине я не доволен тем, что этот
монах проживает на окраинах деревни.
(2) Далее,
Нагита, [бывает так, что] я вижу проживающего в лесу монаха,
который сидит и [от сонливости] клюёт носом в лесу. Тогда мысль
приходит ко мне: «Скоро этот достопочтенный рассеет свою сонливость
и утомление и обратит [его] на восприятие леса, [состояние]
единения». По этой причине я доволен тем, что этот монах проживает
в лесу.
(3) Далее,
Нагита, [бывает так, что] я вижу проживающего в лесу монаха,
который сидит не в состоянии сосредоточения. Тогда мысль приходит
ко мне: «Вскоре этот достопочтенный сосредоточит свой несосредоточенный
ум или будет охранять свой сосредоточенный ум». По этой причине
я доволен тем, что этот монах проживает в лесу.
(4)
Далее, Нагита, [бывает так, что] я вижу проживающего в лесу
монаха, который сидит в состоянии сосредоточения. Тогда мысль
приходит ко мне: «Вскоре этот достопочтенный освободит свой
неосвобождённый ум или будет охранять свой освобождённый ум».
По этой причине я доволен тем, что этот монах проживает в лесу.
(5) Далее,
Нагита, [бывает так, что] я вижу монаха, проживающего на окраине
деревни, который заполучает одеяния, еду, жилища, лекарства
и обеспечение для больных. Желая обретений, славы и похвалы,
он пренебрегает уединением. Он пренебрегает уединёнными обиталищами
в лесах и рощах. Войдя в деревни, города и столицы, он селится
там. По этой причине я не доволен тем, что этот монах проживает
на окраинах деревни.
(6) Далее,
Нагита, [бывает так, что] я вижу проживающего в лесу монаха,
который заполучает одеяния, еду, жилища, лекарства и обеспечение
для больных. Рассеяв эти обретения, славу и похвалу, он не пренебрегает
уединением. Он не пренебрегает уединёнными обиталищами в лесах
и рощах. По этой причине я доволен тем, что этот монах проживает
в лесу.
Когда, Нагита,
я странствую по дороге и не вижу никого ни перед собой, ни за
собой, то в этом случае я пребываю в покое, [просто] даже из-за
того, что [можно без проблем] помочиться и испражниться»1.
|