Там достопочтенный Махакаччана обратился к монахам: «Друзья, монахи!»
«Друг!» – отвечали те монахи. Достопочтенный Махакаччана сказал:
«Удивительно
и поразительно, друзья, что Благословенный, Арахант, Полностью
Просветлённый, который знает и видит, обнаружил брешь среди
ограничений – ради очищения существ, ради одоления печали и
стенания, ради угасания боли и уныния, ради обретения метода,
ради осуществления ниббаны, то есть, [эти] шесть тем для памятования1.
Какие шесть?
(1) Вот,
друзья, благородный ученик памятует о Татхагате: «Благословенный – арахант, полностью просветлённый, совершенный в истинном знании
и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель
тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый,
благословенный».
Когда благородный ученик памятует о Татхагате, то в этом случае его ум не
охвачен жаждой, злобой, или заблуждением. В этом случае его
ум просто выпрямлен. Он отошёл от жажды, освободил себя от неё,
вышел из неё. «Жажда», монахи, это обозначение пяти нитей чувственных
удовольствий. Этот благородный ученик пребывает с умом, всецело
подобным пространству: обильным, обширным, безмерным, не имеющим
враждебности и недоброжелательности. Установив подобное основание,
некоторые существа становятся чистыми таким образом.
(2) Далее,
благородный ученик памятует о Дхамме: «Дхамма
превосходно разъяснена Благословенным, видимая здесь и сейчас,
не зависящая от времени, приглашающая пойти и увидеть, ведущая
к цели, познаваемая мудрыми самостоятельно».
Когда благородный ученик памятует о Дхамме, то в этом случае его ум не охвачен
жаждой, злобой, или заблуждением… становятся чистыми таким образом.
(3) Далее,
благородный ученик памятует о Сангхе: «Сангха учеников Благословенного,
идущих по хорошему пути, идущих по прямому пути, идущих по верному
пути, идущих по правильному пути – другими словами, четыре пары
или восемь типов личностей – это Сангха учеников Благословенного:
достойная даров, достойная гостеприимства, достойная подношений,
достойная уважения – несравненное поле заслуг для мира».
Когда благородный ученик памятует о Сангхе, то в этом случае его ум не охвачен
жаждой, злобой, или заблуждением… становятся чистыми таким образом.
(4) Далее,
благородный ученик памятует о своём собственном нравственном
поведении: цельном, безупречном, не имеющем изъянов, незапятнанном,
освобождающем, восхваляемом мудрецами, ярком, ведущем к сосредоточению.
Когда
благородный ученик памятует о своём нравственном поведении,
то в этом случае его ум не охвачен жаждой, злобой, или заблуждением…
становятся чистыми таким образом.
(5) Далее,
благородный ученик памятует о своей щедрости: «Воистину, велика
моя удача и благо, что среди людей, охваченных загрязнением
скупости, я пребываю дома с умом, лишённым скупости, щедрым,
открытым, радуюсь оставлению, предан благотворительности, радуюсь
дарению и разделению».
Когда благородный ученик памятует о своей щедрости, то в этом случае его
ум не охвачен жаждой, злобой, или заблуждением… становятся чистыми
таким образом.
(6)
Далее, благородный ученик памятует о божествах: «Существуют
дэвы [мира] Четырёх Великих Царей, дэвы Таватимсы, дэвы Ямы,
дэвы Туситы, дэвы, наслаждающиеся творениями, дэвы, которые
имеют власть над творениями других, дэвы свиты Брахмы и дэвы,
что превыше этих. Наделённые таким-то [уровнем] веры, они, умерев
здесь [в этой жизни], переродились там. Точно такая же вера
есть и у меня тоже. Наделённые таким-то [уровнем] нравственного
поведения… учёности… щедрости… мудрости, они, умерев в этой
жизни, переродились там. Точно такая же мудрость есть и у меня
тоже».
Когда благородный ученик памятует о вере, о нравственном поведении, об учёности
[в Дхамме], о щедрости, и мудрости в самом себе и в тех божествах,
то в этом случае его ум не охвачен жаждой, злобой, или заблуждением.
В этом случае его ум просто выпрямлен. Он отошёл от жажды, освободил
себя от неё, вышел из неё. «Жажда», монахи, это обозначение
пяти нитей чувственных удовольствий. Этот благородный ученик
пребывает с умом, всецело подобным пространству: обильным, обширным,
безмерным, не имеющим враждебности и недоброжелательности. Установив
и это подобное основание тоже, некоторые существа становятся
чистыми таким образом.
Удивительно
и поразительно, друзья, что Благословенный, Арахант, Полностью
Просветлённый, который знает и видит, обнаружил брешь среди
ограничений – ради очищения существ, ради одоления печали и
стенания, ради угасания боли и уныния, ради обретения метода,
ради осуществления ниббаны, то есть, [эти] шесть тем для памятования».
|