[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть эти пять видов богатства. Какие пять?
* (1) богатство
веры,
*
(2) богатство нравственного поведения,
*
(3) богатство учёности [в Дхамме],
*
(4) богатство щедрости,
*
(5) богатство мудрости.
(1) И что такое богатство веры? Вот благородный ученик наделён
верой. Он верит в просветление Татхагаты так: «Благословенный – арахант, полностью просветлённый, совершенный в истинном знании
и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель
тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый,
благословенный». Это называется богатством веры.
(2) И что
такое богатство нравственного поведения? Вот благородный ученик
воздерживается от убийства живых существ, от взятия того, что [ему]
не было дано, от неблагого сексуального поведения, от лжи, от
спиртных напитков, вина, и одурманивающих веществ, что создают
основу для беспечности. Это называется богатством нравственного
поведения.
(3) И что
такое богатство учёности? Вот благородный ученик много изучал,
помнит то, что учил, накапливает [в своём уме] то, что он изучил.
Те учения, что прекрасны в начале, прекрасны в середине, и прекрасны
в конце, правильны и в духе и в букве, провозглашающие идеально
полную и чистую святую жизнь – таких учений он много изучал,
удерживал в уме, повторял вслух [по памяти], исследовал их в
уме, и тщательно проникал в них воззрением. Это называется богатством
учёности.
(4) И что
такое богатство щедрости? Вот благородный ученик пребывает дома
с умом, лишённым пятна скупости, щедрым, открытым, радуется
оставлению, предан благотворительности, радуется дарению и разделению.
Это называется богатством щедрости.
(5) И что
такое богатство мудрости? Вот благородный ученик мудр. Он обладает
мудростью, которая различает происхождение и исчезновение – благородной,
проницательной, ведущей к полному уничтожению страданий. Это
называется богатством мудрости.
Таковы,
монахи, пять видов богатства». [И далее он добавил]:
«Коль
верою в Татхагату ты наделён,
Той, что прочна и непоколебима,
А также поведением нравственным благим,
Что Благородный ценит, восхваляет;
Коль в Сангхе есть уверенность в тебе,
И выправлены все твои воззрения,
То скажут о тебе, что ты не беден
И жизнь твоя не прожита зазря.
Поэтому тот, кто способен к пониманию,
Держа в уме учение Будды,
Пусть вере посвятит себя и добродетели,
Уверенности, равно как и Дхаммы видению».
|