Однажды
Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики.
И тогда домохозяин Анатхапиндика отправился к Благословенному,
поклонился ему, и сел рядом. Затем Благословенный сказал ему:
«Домохозяин, существуют эти пять использований богатства. Какие
пять?
(1) Вот,
домохозяин, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием,
накопил силой своих рук, заработал потом и кровью – праведно
добытым праведным богатством – ученик Благородных делает счастливым
себя, доволен, и правильно поддерживает себя в счастье. Он делает
счастливыми своих родителей, доволен, и правильно поддерживает
себя в счастье. Он делает счастливыми свою жену и детей, своих
рабов, рабочих и слуг, доволен, и правильно поддерживает себя
в счастье. Таково первое использование богатства.
(2) Далее,
с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием… делает
счастливыми своих друзей и товарищей, доволен, и правильно поддерживает
себя в счастье. Таково второе использование богатства.
(3) Далее,
с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием… ученик
Благородных своим богатством делает запасы против утрат, которые
могут возникнуть из-за огня или наводнений, царей или бандитов
или же нежеланных наследников. Он предохраняет себя от этого.
Таково третье использование богатства.
(4) Далее,
с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием… ученик
Благородных совершает пять жертвований: родственникам, гостям,
предкам, царям, божествам. Таково четвёртое использование богатства.
(5) Далее,
с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием… ученик
Благородных утверждает ведущее ввысь подаяние – небесное подношение,
приводящее к счастью, ведущее в небесные миры – тем жрецам и
отшельникам, которые воздерживаются от упоения и беспечности,
которые утверждены в кротости и терпении, которые обуздывают
себя, умиротворяют себя, тренируют себя для [достижения] ниббаны.
Таково пятое использование богатства.
Таковы,
домохозяин, пять использований богатства. Домохозяин, если у
ученика Благородных богатство истощилось, [но] он использовал
его этими пятью способами, он думает так: «Я использовал богатство
этими пятью способами, и моё богатство истощилось». И, таким
образом, у него нет сожаления. Но, если у ученика Благородных
богатство увеличивается, когда он использовал его этими пятью
способами, он думает так: «Я использовал богатство этими пятью
способами, и моё богатство увеличилось». И так тоже у него нет
сожаления»1.
[И далее он добавил]:
«Богатством наслаждался я,
И содержал я тех, кто от меня зависит,
И бедствия различные преодолел.
Дары давал, которые уводят ввысь,
Как совершал и жертвований пять.
Прислуживал я нравственным монахам,
Им, целомудренным, кто обуздал себя.
Добился я тех самых целей,
Которых мудрые, что проживают дома,
Желали бы достичь, используя богатство.
И сделанное мной не вызывает сожаления» –
И когда смертный памятует так,
Он пребывает стойким в благородной Дхамме.
Его восхвалят в этой жизни самой,
А после смерти счастлив он на небесах».
|