Однажды
Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики.
И тогда принцесса Сумана1
в сопровождении пяти сотен колесниц и пяти сотен придворных дам
отправилась к Благословенному, поклонилась ему, и села рядом.
Затем принцесса Сумана сказала Благословенному:
«Господин,
бывает так, что есть два ученика Благословенного, равных в [развитости
качеств] веры, нравственности, и мудрости, но один из них щедрый,
а другой нет. С распадом тела, после смерти, они оба перерождаются
в благих уделах, в небесном мире. Когда они стали дэвами, будет
ли между ними какое-либо различие, какая-либо разница?»
«Будет,
Сумана» – сказал Благословенный. «Щедрый, став дэвом, будет
превосходить других [божеств] в пяти аспектах:
* в небесном сроке жизни,
*
в небесной красоте,
*
в небесном счастье,
*
в небесной славе,
*
в небесном владычестве.
Щедрый, став дэвом, будет превосходить других [божеств] в этих
пяти аспектах».
«Но, Господин,
если эти двое умирают там и вновь становятся людьми, будет ли
между ними какое-либо различие, какая-либо разница?»
«Будет,
Сумана» – сказал Благословенный. «Когда они снова становятся
людьми, щедрый будет превосходить других [людей] в пяти аспектах:
* в людском сроке жизни,
*
в людской красоте,
*
в людском счастье,
*
в людской славе,
*
в людском владычестве.
Когда они снова становятся людьми, щедрый будет превосходить
других [людей] в этих пяти аспектах».
«Но, Господин,
если эти двое оставят жизнь домохозяйскую ради жизни бездомной,
будет ли между ними какое-либо различие, какая-либо разница?»
«Будет,
Сумана» – сказал Благословенный. «Щедрый, отправившись в бездомную
жизнь, будет превосходить других [монахов] в пяти аспектах:
(1)
Как правило, он будет использовать одеяние, которое было подарено
именно ему. Редко, [когда он будет использовать] то, которое
не было подарено именно ему. (2) Как правило, он будет есть
еду, которая была подарена именно ему. Редко, [когда он будет
есть] ту, что не была подарена именно ему. (3) Как правило,
он будет использовать жилище, которое было подарено именно ему.
Редко, [когда он будет использовать] то, которое не было подарено
именно ему. (4) Как правило, он будет использовать лекарства
и обеспечение для больных, которые были подарены именно ему.
Редко, [когда он будет использовать] те, что не были подарены
именно ему. (5) Его товарищи-монахи, с которыми он вместе живёт,
как правило, будут вести себя приятным образом по отношению
к нему посредством телесных действий, словесных или умственных.
Редко, [когда они будут вести себя] неприятным образом. Щедрый,
отправившись в бездомную жизнь, будет превосходить других [монахов]
в этих пяти аспектах».
«Но, Господин,
если оба достигнут арахантства, будет ли между ними какое-либо
различие, какая-либо разница после того, как они достигли арахантства?»
«В этом
случае, Сумана, я заявляю, что не будет разницы между освобождением
[одного] и освобождением [другого]».
«Удивительно
и поразительно, Господин! Воистину, имеется для того хороший
повод, чтобы давать подношения и совершать поступки, приносящие
заслуги, поскольку они будут полезными, если человек станет
дэвом, [вновь] станет человеком, или же [когда] отправится в
бездомную жизнь».
«Так оно,
Сумана! Так оно, Сумана! Воистину, имеется для того хороший
повод… бездомную жизнь». Так сказал Благословенный. Сказав так,
Счастливейший, Учитель, далее добавил:
«Словно чистейшая луна,
По небосводу что плывёт,
Своим сиянием затмевает
В этом мире звёзды все,
Таков, кто в нравственности чист,
И верующий человек.
Щедростью он своей затмит
Всех в этом мире, кто скупой.
Ведь словно грозовое облако с дождём,
Окутанное молниями, с сотнею вершин,
На землю изливает влагу всю свою,
Затапливая этим дол и ровные места –
Так Будды мудрый ученик,
Тот, кто воззрения достиг,
Того, кто скуп, он превзойдёт
И в отношениях пяти:
Как в жизни сроке, так и в славе,
Как в счастье, так и в красоте2.
Богатством наделённый, после смерти,
Возрадуется он в небесном мире».
|