[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть эти пять изъянов золота, имеющее которые
золото ни мягкое, ни податливое, ни сияющее, но хрупкое и не годится
для работы. Какие пять?
* [примесь]
железа,
*
[примесь] меди,
*
[примесь] олова,
*
[примесь] свинца,
*
[примесь] серебра.
Таковы пять загрязнений золота, имеющее которые золото ни мягкое,
ни податливое, ни сияющее, но хрупкое и не годится для работы.
Но когда золото лишено этих пяти изъянов, оно мягкое, податливое,
сияющее, гибкое и годится для работы. Какое бы украшение человек
ни пожелал сделать из него – браслет, серьги, ожерелье, золотой
венок – он может достичь своей цели.
Точно
так же, монахи, есть эти пять изъянов ума, испорченный которыми
ум ни мягкий, ни податливый, ни сияющий, но хрупкий и не сосредоточивается
правильным образом для уничтожения пятен [умственных загрязнений].
Какие пять?
* (1) чувственное
желание,
*
(2) недоброжелательность,
*
(3) лень и апатия,
*
(4) неугомонность и сожаление,
*
(5) сомнение.
Таковы пять изъянов ума, испорченный которыми ум ни мягкий,
ни податливый, ни сияющий, но хрупкий и не сосредоточивается
правильным образом для уничтожения пятен. Но когда ум лишён
этих пяти изъянов, он становится мягким, податливым, сияющим,
гибким и правильно сосредоточенным для уничтожения пятен. И
тогда, когда есть [такое] подходящее основание, человек способен
реализовать любое состояние, осуществляемое прямым знанием,
к которому он бы направил ум.
Если
он пожелает: «Пусть я буду владеть различными видами сверхъестественных
сил: будучи одним, я буду становиться многими… – то он способен
реализовать это, ведь есть для этого подходящее основание.
Если
он пожелает: «Пусть я буду слышать за счёт элемента божественного
уха... – то он способен реализовать это, ведь есть для этого
подходящее основание.
Если
он пожелает: «Пусть я буду знать умы других… – то он способен
реализовать это, ведь есть для этого подходящее основание.
Если
он пожелает: «Пусть я буду вспоминать свои многочисленные прошлые
жизни… – то он способен реализовать это, ведь есть для этого
подходящее основание.
Если
он пожелает: «Пусть божественным глазом, очищенным и превосходящим
человеческий, я увижу умирающих и перерождающихся существа…
– то он способен реализовать это, ведь есть для этого подходящее
основание.
Если
он пожелает: „Пусть за счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений]
здесь и сейчас я войду в незапятнанное освобождение ума, освобождение
мудростью и буду пребывать в них, реализовав эти состояния для
себя посредством прямого знания“, – то он способен реализовать
это, ведь есть для этого подходящее основание»1.
|