[Благословенный
сказал]: «Монахи, обладая пятью факторами, старший сын помазанного
на царство кхаттийского царя жаждет царствования. Какими пятью?
Вот старший
сын помазанного на царство кхаттийского царя хорошо рождён с
обеих сторон – как с материнской, так и с отцовской. У него
чистейшая родословная, неопровержимая и безупречная в отношении
происхождения до седьмого колена по отцовской линии. Он красив,
привлекателен, элегантен, обладает непревзойдённой красотой
своего облика. Он мил и приятен своим родителям. Он мил и приятен
людям из городов и сельской местности. Он умелый и натренированный
в умениях помазанных на царство кхаттийских царей: будь то езда
на слонах, езда на лошадях, управление колесницей, стрельба
из лука, или владение мечом.
Мысль приходит
к нему: «Я хорошо рождён с обеих сторон… так почему я не должен
жаждать царствования? Я красив, привлекателен… так почему я
не должен жаждать царствования? Я мил и приятен своим родителям,
так почему я не должен жаждать царствования? Я мил и приятен
людям… так почему я не должен жаждать царствования? Я умелый
и натренированный в умениях… так почему я не должен жаждать
царствования?» Обладая этими пятью факторами, старший сын помазанного
на царство кхаттийского царя жаждет царствования.
Точно так же,
монахи, обладая пятью качествами, монах жаждет уничтожения пятен
[загрязнений ума]. Какими пятью?
(1) Вот
монах наделён верой. Он верит в просветление Татхагаты так:
«Благословенный – арахант, полностью просветлённый, совершенный
в истинном знании и поведении, достигший блага, знаток мира,
непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов
и людей, пробуждённый, благословенный».
(2) Он редко
болеет, [редко бывает] поражён болезнью, обладает нормальным
пищеварением – ни слишком холодным, ни слишком горячим, но умеренным
и годным для старания [в практике].
(3) Он честный
и открытый, показывает себя Учителю и своим товарищам-монахам
таким, каким он и является в действительности.
(4) Он зародил
усилие к отбрасыванию неблагих качеств и к обретению благих
качеств. Он решителен, упорен в своём старании, не оставляет
обязанности по взращиванию благих качеств [в себе].
(5) Он мудр.
Он обладает мудростью, которая различает происхождение и исчезновение – благородной, проницательной, ведущей к полному уничтожению
страданий.
Мысль приходит
к нему: «Я наделён верой… так почему я не должен жаждать уничтожения
пятен [загрязнений ума]? Я редко болею… Я честный и открытый…
Я зародил усердие… Я мудр… так почему я не должен жаждать уничтожения
пятен?» Обладая этими пятью качествами, монах жаждет уничтожения
пятен».
|